Что же происходит в реальности?
Кто прав: те, кто кликушествует о скором крахе мировой экономики, или те, кто уверен, что «эта музыка (нынешние положение дел) будет длиться вечно»?
Совершенно очевидно, сегодня в мире наблюдается тревожные симптомы целого букета болезней, которые грозят современному мироустройству.
Из реальных современных угроз, чаще всего вспоминают долговой кризис.
Сегодня он поразил практически все формы и уровни экономики тех стран, которые считаются «раем на земле».
Неподъемными, без шансов на погашение долгами обременены практически все государства.
Серьезные экономисты уже не первый год кричат: еще чуть-чуть, и вся видимость благополучия и стабильности развеется как мимолетные грезы. Достаточно сказать, что в ряде стран уже для погашение текущих процентов по обязательствам приходится влезать в новые долги, брать более крупные займы. Самое удивительное, мировая система денег построена таким образом, что это не только приветствуется, но и стимулируется.
США для рефинансирования собственного долга уже приходится конкурировать на рынке свободных денег с другими странами.
Ключевой момент долгового кризиса состоит в постоянном образовании дефицита ликвидности. Поэтому сегодня в положении потенциальных банкротов находятся все крупные банки, корпорации, а главное — практически все государства.
Поэтому главным её могильщиком, причем в ближайшее время, будет кризис перепроизводства.
Перепроизводство товаров и услуг, как глобальный процесс «был, есть и будет», он абсолютно неподконтролен.
К чему это приведет, знает любой первокурсник экономического вуза: значительная часть производств обанкротится.
Все вышесказанное «процветает» на фоне растущего населения планеты.
По мере того, как развиваются средства производства, в реальном секторе экономики требуется объективно все меньше людей для производства. Все больше людей оказываются за порогом процесса производства материальных ценностей, они автоматически переходят в категорию государственных социальных «нахлебников», но главная беда — уменьшается совокупный платежеспособный баланс.
Все это могло бы вызвать чувство безысходности, но вселяет надежду, что Россия в последнее время взяла курс на выход из «мировой пирамиды».
Вряд ли грядущий коллапс обойдет нас стороной, тем не менее, ситуация в экономике России существенно отличается от других стран. В силу различных причин — искусственных, исторически обусловленных, стихийных, но сегодня в России нет кризиса перепроизводства, а главное, над Россией не нависает проблема долгового кризиса. Практически все внешние долги обеспечены, либо погашены.
Это не говорит о том, что у нас нет рисков, это говорит лишь о том, что возможное в ближайшее время «цунами» не обрушится всей своей мощью именно на нас.
Страшно?
Фото: crisis-blog.ru