Из-за кризиса россияне начали отказываться от покупки некоторых продуктов питания, одежды, обуви и экономить на отдыхе и развлечениях. При этом искать дополнительный заработок готовы чуть более трети опрошенных.

На этой неделе сразу две структуры, занимающихся изучением общественного мнения – ВЦИОМ и ФОМ, словно сговорившись, провели исследование потребительского поведения россиян в условиях экономического кризиса.

Выяснилось, что наши сограждане в последние полгода начали занялись тотальной экономией. По данным Фонда Общественное мнение, 51% россиян сокращают свои траты, причём часто экономят буквально на всём. Прежде всего – на продуктах питания. 30% респондентов признались, что стали покупать меньше продуктов, чем раньше. Перешли на более дешёвую еду, согласно ФОМ, – 40%, по данным ВЦИОМ, – 32%.

При этом ФОМ отмечает, что основная статья продуктовой экономии – мясо и птица, на их покупке теперь экономят 29% российских потребителей. На втором месте сыр с колбасой – затраты на них уменьшили 23% опрошенных, на третьей позиции — рыба и морепродукты, их потребление сократил 21% респондентов.

Какая доля наших сограждан начала вовсе отказываться от покупки отдельных продуктов и непродовольственных товаров, подсчитать сложнее. Всероссийский центр изучения общественного мнения в своём опросе эти данные объединил, получилось порядка 29%, а вот ФОМ выдал отдельно: в гастрономических удовольствиях сегодня отказывают себе 30% опрошенных, ещё 27% стараются не тратиться на покупку одежды и обуви – донашивают то, что есть. Кроме того, 16% респондентов ограничили свои расходы на парфюмерию и косметику.

рынок вещевой

Также в список секвестированных статей семейных расходов попали затраты на досуг, развлечения и общепит: 17% россиян стали реже ходить в кинотеатры и музеи, 16% перестали посещать кафе и рестораны.

Что касается альтернативных мер борьбы с кризисом, например, поиске дополнительного заработка, то и здесь данные опросов социологов отличаются не слишком сильно: ВЦИОМ сообщает, что поиск более высокоплачиваемой работы или приработка ведут 36% россиян, ФОМ называет чуть большую цифру — 39%.

На этих последних данных эксперты, анализируя результаты, акцентируются особо. Мол, урезать себя во всём готово больше половины населения, а дополнительно поработать и 40% не набирается. Дальше намёков социологи, как всегда, не пошли, предоставив нам самим объяснить эту странность поведения россиян.

Попробую это сделать буквально в нескольких фразах. Во-первых, не так-то просто найти в период кризиса дополнительную работу, которая бы более-менее комфортно для работающего совмещалась с основной, да ещё и более-менее достойно оплачивалась. В условиях, когда мелкий и средний бизнес (который в основном и предоставлял такие возможности), выражаясь спортивным языком, лежит на лопатках, это сделать почти невозможно. А во-вторых, большинство наших сограждан и на первой-то работе, чтобы не попасть под сокращение и сохранить гарантированный заработок, так упахиваются, что дай Бог силы до дома дотащиться, какая уж там вторая-третья работа?

Можно, конечно, довести себя до состояния героини популярного в 90-е годы фильма «Принцесса на бобах», научившись спать хоть на ходу, хоть стоя, как трофейная лошадь. Но, боюсь, что и в этом случае большинству наших сограждан без режима жёсткой экономии всё- таки не обойтись – по данным Центробанка, 90% трудящихся россиян имеют по 3-5 кредитов, которые необходимо погасить в ближайшие 2-5 лет. А банкам абсолютно всё равно от покупки какого продукта вы сегодня отказались, чтобы завтра внести очередной платёж.

И вывод из всего этого напрашивается один: пока наша экономика не начнёт выходить из кризиса, россияне будут меньше есть, хуже одеваться и пахнуть. Правда, экономисты обещают, что терпеть осталось недолго — всего до конца года.