Лидеры еврозоны на саммите 12 июля сумели заставить греческого премьер-министра Алексиса Ципраса пойти на существенные уступки. Испугавшись возможных альтернатив, Ципрас полностью согласился с условиями капитуляции. Одно из этих условий касается продажи остающихся в госсобственности Греции активов.

Янис В

Из статьи Яниса Варуфакиса профессора экономики Афинского университета, в недавнем прошлом  министра финансов Греции:

Руководители еврозоны потребовали, чтобы государственные активы Греции были переданы специальному фонду.  Параллель с немецким «Тройхандом», созданным после падения Берлинской стены специально для быстрой приватизации всего госимущества  ГДР, удручает.  Итог работы немецкого фонда обернулся огромными финансовыми убыткам и безработицей.

Мало того, первоначально предполагалось, что греческий «Тройханд» разместится  на минуточку!  в Люксембурге, а управлять им будет команда под надзором министра финансов Германии Вольфганга Шойбле, который и придумал эту схему.
Фонд, пои идеи авторов,  должен был завершить распродажу активов в течение трех лет. Однако, если работа немецкого «Тройханда» сопровождалась масштабными инвестициями Западной Германии в инфраструктуру Восточной Германии и большими социальными программами для населения, то экономики и народу Греции аналогичных благ не предложили.
Евклид Цакалотос, сменивший меня на посту министра финансов Греции две недели назад, сделал всё возможное для смягчения наиболее жестких пунктов плана греческого «Тройханда». Он добился, чтобы фонд был зарегистрирован в Афинах, а также выжал из кредиторов Греции (так называемой «тройки» в составе Европейской комиссии, Европейского центрального банка и Международного валютного фонда) важную уступку: срок продажи активов увеличился до 30 лет вместо 3-х. Это позволит греческому государству сберечь активы до тех пор, пока их цена не восстановится с нынешних низких уровней, обусловленных экономической рецессией.

Греческий «Тройханд» – пятно на совести Европы. Но что еще хуже, это упущенный шанс.

Даже размещаясь в Греции, фонд фактически будет находиться под управлением «тройки». С финансовой точки зрения он губителен для экономики Греции,  потому что выручка от приватизации пойдет на обслуживание долга, который в принципе не может быть погашен, и это признает теперь даже МВФ.

Экономика Греции должна была получить свой шанс. 19 июня я направил немецкому правительству и «тройке» альтернативное предложение в документе под названием «Как завершить греческий кризис»:

«Греческое правительство предлагает объединить государственные активы в центральную холдинговую компанию. Она будет отделена от правительства и будет управляться как частная компания под эгидой парламента Греции с целью оптимизации стоимости принадлежащих ей активов и обеспечения потока внутренних инвестиций. Греческое государство будет ее единственным акционером, но не будет гарантом по ее обязательствам или долгам».

Холдинговая компания «получила бы банковскую лицензию» в течение года-двух, и превратилась бы в полноценный Банк Развития, способный привлекать частные инвестиции в Грецию и участвовать в совместных проектах с Европейским инвестиционным банком.

Банк Развития, который мы предложили создать, позволил бы «правительству выбирать, какие активы приватизировать, а какие нет, гарантируя при этом более существенное снижение долга благодаря отобранным приватизационным сделкам».

Наше предложение было встречено оглушительной тишиной. Точнее говоря, Еврогруппа, состоящая из министров финансов стран еврозоны, вместе с «тройкой» продолжали сообщать мировой прессе, что греческие власти не выдвинули новых, заслуживающих внимания предложений,  тем самым полностью игнорируя наш план.

Когда же они поняли, что греческое правительство готово полностью капитулировать перед требованиями «тройки», они посчитали уместным принудить Грецию к унизительной и вредной модели «Тройханда».

В поворотный момент европейской истории наша инновационная альтернатива была выброшена на помойку.

Источник