Вчера прошла встреча премьера Дмитрия Медведева с руководителем Федерального агентства по делам национальностей Игорем Бариновым. На встрече первое лицо агентства ознакомил главу правительства с первоочередными задачами ведомства. А в числе первоочередных задач значится создание многоуровневой системы мониторинга, анализа и прогнозирования межнациональных, межконфессиональных конфликтов.

Запрос на создание такого центра возник не вдруг.

Вдохновителем идеи создания системы мониторинга является президент. Эти пожелания высшего должностного лица прозвучали в конце 2013 года. Инициативе предавалась первостатейное значение, а патронаж мониторинга предполагалась поручить первому заместителю руководителя администрации.

В конце этого же года появилась информация (со слов директора департамента межнациональных отношений Минрегионразвития), что функции куратора будет выполнять ФСО (Федеральная служба охраны). Ведь в своё время ФСО “инкорпорировала” в себя ФАПСИ (Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации), которое давно специализируется на проведении социологии для федерального центра.

Позднее такую систему пытался внедрить Минрегионразвития:

В своё время Югра стала пилотным регионом по внедрению федеральной системы мониторинга межнациональных и межконфессиональных отношений, что было предусмотрено приказом Минрегионразвития № 444. По расформированию Минрегионразвития ни профильные задачи, ни необходимость исследования межнациональных отношений в «никуда» не пропали…

Утилитарной задачей прогнозирования конфликтов такой центр по определению ограничиться не может. В проекте создания центра учитывались следующие задачи:

  • определение долгосрочных тенденций по изменению этнической структуры населения на отдельных территориях, а также линий соприкосновения ареалов расселения этнических групп;
  • выявление территорий, опасных с точки зрения возникновения межэтнической напряженности;
  • выявление связей между социально-экономическими факторами и проблемами этнического характера;
  • оценка влияния миграционных процессов на межэтническую напряженность на конкретных территориях;
  • сравнительный анализ различных территорий (как регионов, так и муниципалитетов), их группировка по характеру проблем и динамике изменения ситуации, рейтингование и т.д.;
  • объективная оценка работы руководства регионов по решению проблем межнациональных отношений;
  • регулярная актуализация информации об этнических процессах в масштабах всей страны;
  • визуализация информации (в том числе динамическая), позволяющая наглядно демонстрировать пространственно-временные тенденции процессов, наиболее качественно формировать отчеты и готовить рекомендации, как для руководства страны, так и для отдельных регионов.
свадьба в Малиновке, межнациональные отношения

Это только с первого взгляда кажется, что межнациональные отношения просты и незатейливы.

После упразднения Минрегиона с подачи Общероссийского народного фронта мониторинговый центр предполагалось создать непосредственно при президенте (финансирование мониторинга предусмотрено федеральной программой “Укрепление российской нации и этнокультурное развитие народов РФ на 2014-2020 годы”).

Но с созданием Федерального агентства по делам национальностей все вопросы с местом формирования центра мониторинга межнациональных отношений сняты.

В настоящее “прототипы” специализированные центра “обкатывается” в пилотных территориях. В марте в Симферополе открылся “Мониторинговый центр информационных и социальных технологий развития межнациональных коммуникаций в Республике Крым”.

Вот ещё о чём говорит говорит Игорь Баринов – работу мониторинга предполагается организовать в формате ситуационного центра (центр подобной сложности действует в Минобороне). Хотя уровень задач таков, что впору говорить о создании полноценного Think Tanks (Фабрики мысли).

И без всяких павлинов.