Для поддержки национальных производителей и снижению цен на продукты, которые «держат» крупные ритейлы, как вариант решения проблемы, предлагается создать национальные торговые сети. Конкуренция двух типов сетей, государственной и частной, приведет к торжеству рыночных отношений, а следовательно  – к снижению розничных цен.

По мнению многих аналитиков, существующая сегодня торговая наценка в крупных торговых сетях напоминает сговор, и по сути является картельным соглашением.

В последние годы торговые сети в России превратились в главного регулятора розничных цен. Аргументируя повышение цен, представители продавцов говорят о резком взлете курса евро и доллара. Однако курс падает, а цены остаются практически на прежнем уровне.

Все признают, что ценник на продукты в России неоправданно завышен. В российских регионах то и дело выявляются случаи нарушения антимонопольного законодательства. Участников рынка обвиняют в ценовом сговоре, а контролирующие органы обнаруживают продукцию, запрещенную к ввозу. Случаи ценового сговора выявлены на рынках мяса, сахара, мяса птицы, хлеба и куриного яйца. По сообщению Генпрокуратуры, во многих магазинах на прилавках обнаружена запрещенная к ввозу продукция. Дела об административных правонарушениях возбуждены в Новгородской, Пензенской, Тамбовской, Воронежской областях, в Карелии.

«Сегодня ритейл диктует жесткие условия, которые предполагают отсутствие предоплаты, различные доплаты за несуществующие маркетинговые услуги, так называемые входные билеты на магазинные полки»,  говорит первый вице-президент Союза машиностроителей России, первый зампред Комитета по промышленности Госдумы Владимир Гутенев.

Что будет с ценами и как развернуть ситуацию «лицом» к покупателю? По мнению Владимира Гутенева нужно создать большие специально оборудованные склады, которые бы имели прямые связи с сельхозпроизводителями и аккумулировали у себя продукцию, а затем уже поставляли их в различные торговые сети, в том числе и региональные.

Однако глава Минпромторга Денис Мантуров, выступая в Москве на «Неделе российского ритейла», заступился за торговые сети:

«Чтобы снизить цены, нужно увеличить объем предложения продукции, а не устраивать рейды по (торговым) сетям в надежде поймать за руку и пожурить за высокий ценник».

Депутаты, в свою очередь, довольно оперативно продвигают поправки в законодательство, ужесточающие требования к продавцам.В последнее время из Госдумы последовало несколько законодательных инициатив, которые призваны укрепить государственное регулирование, с целью уменьшить давление розничных торговых сетей на ценовую политику,  умерить аппетиты владельцев. Сейчас проект готовят уже ко второму чтению.

Поправки носят радикальный характер  снизить торговые бонусы с 10% до 3% от стоимости товара, запрещают ритейлерам брать с поставщиков оплату за доступ на полки магазина (листинг) и назначать выплаты за изменение ассортимента. Кроме того, законопроект предусматривает сокращение отсрочки оплаты ритейлерами реализованных продуктов и увеличивает сроки давности по нарушениям антимонопольного законодательства в сфере торговли с двух месяцев до года.

В ответ крупные сети активизировали свои лоббистские усилия. В начале июня на посту председателя президиума Ассоциации компаний розничной торговли Илью Якубсона, который совмещал пост с руководством сетью «Дикси», заменил экс-руководитель Экспертного управления президента России Илья Ломакин-Румянцев. По мнению наблюдателей новый председатель обладает большим влиянием, и ожидается, что будет более эффективно отстаивать интересы крупных торговых сетей.