Американская забота о принципах свободной торговли — в реальности борьба за рынки сбыта.
Американцы давно следят за тем, насколько Россия выполняет условия членства в ВТО. Согласно одному из пунктов небезызвестного «закона Магнитского» торговое представительство США обязано ежегодно отчитываться перед профильными правительственными комитетами о том, какие меры были предприняты для принуждения России к неуклонному соблюдению требований ВТО. Но, как назло, за последние 12 месяцев Россия ни разу не нарушила условия соглашений. Поэтому американскому торгпреду не осталось ничего, кроме как порассуждать о потенциально опасных последствиях нашей экономической политики.
Искусство недоговаривать
Наибольшее раздражение у американцев, как ни странно, вызывает нарастающая активность России по организации импортозамещения. К вящей досаде Штатов, такие действия не запрещаются никакими международными соглашениями. Поэтому, за неимением официальных поводов «докопаться», авторы доклада решили упрекнуть Россию в посягательстве на базовый принцип свободной торговли.
Если вспомнить риторику американского Белого дома за последний год, окажется, что ВТО — чуть ли не единственная международная организация, из которой Россию не пытались выгнать. И это не случайно. Если в составе «Большой восьмерки» Россия была явной помехой для диктата Америки (из-за чего в прошлом году организация спешно сократилась до формата «семерки»), то в качестве члена ВТО она, наоборот, более уязвима для внешнего давления.
Есть и другое очевидное объяснение нежелания Штатов выпускать Россию из ВТО. За маской заботы о принципах свободной торговли скрывается банальная заинтересованность в сохранении и дальнейшем захвате рынка сбыта.
Но американцы сами испортили себе игру, когда подбили Запад на антироссийские санкции. Если планы по импортозамещению удастся реализовать в заявленных объемах, а курс рубля будет стабильным, американским корпорациям вряд ли придется рассчитывать на больший кусок российского рынка, чем сейчас.
Не было счастья
Неизвестно, всерьез или просто для очистки совести, но напоследок авторы доклада решили нас припугнуть. Угрозы, правда, вышли неуклюжими и довольно напыщенными, что, впрочем, обычное дело для американцев.
Исходя из заявлений американского торгпреда, потеря места в ВТО нам явно не грозит. Как раз наоборот: это мы можем угрожать Штатам тем, что в ущерб интересам мировой торговли покинем организацию по собственной инициативе.
Мифические выгоды, которые мы якобы утратим с выходом из ВТО, заключаются в облегченном доступе российских товаров на рынки стран — членов организации. Загвоздка состоит в том, что основным источником экспортных доходов для России были и остаются нефть и газ. Остальные товары — на которые, собственно, и распространяются льготы ВТО — имеют незначительные доли в структуре нашего экспорта да и зачастую просто не могут конкурировать с иностранными аналогами даже с учетом таможенных послаблений.
До тех пор, пока мы не перестанем уповать на слабый рубль как на единственный источник конкурентных преимуществ своей продукции и не отладим полностью внутреннее производство, делать в ВТО нам нечего.
А пока вместо обещанных благ свободной торговли мы ощущаем лишь последствия ее диспропорций.
Заграничные товары, и без того пользовавшиеся спросом на нашем рынке, теперь попадают на него с минимальными таможенными пошлинами, а значит, издержки импортеров сократились, а цены стали более привлекательными для потребителей. В проигрыше остаются только отечественные товаропроизводители и федеральный бюджет, ведь доходы от таможенных поступлений тоже упали. Между тем в условиях кризиса и на фоне санкций именно поддержка отечественного производства и наполнение бюджета являются двумя ключевыми составляющими поддержания экономики на плаву.
От чего нам надо отказаться
С момента присоединения России к Всемирной торговой организации в 2012 году ввозные таможенные пошлины, или, проще говоря, плата за вход на российские рынки, в среднем снизились с 10 до 7,8%. Сроки снижения пошлин на разные группы товаров разнятся в диапазоне от 1 года до 7 лет, но к концу этого переходного периода ввоз сельхозпродукции на территорию нашей страны станет дешевле на 2,4%, промышленных товаров — на 2,2% (новые ставки пошлин соответственно составляют 10,8 и 7%). А для высокотехнологичной продукции ввозные пошлины вообще пришлось обнулить.
Кроме того, иностранные банки получили право работать в России в форме «дочек», а к 2021 году зарубежные страховые компании смогут открывать в нашей стране свои филиалы. Еще одно обязательное условие вхождения в ВТО — отмена ограничений на участие иностранного капитала в сфере телекоммуникаций.
Пока что ограничения, наложенные на размеры госпомощи российским агропроизводителям, удавалось частично обходить за счет механизма выделения субсидий. Условия ВТО требуют сокращать расходы бюджета только на целевое финансирование сельского хозяйства. Перераспределять субсидии в пользу отрасли не запрещено, но потери фермеров это все равно не компенсирует. Небольшую поддержку им оказывает продэмбарго, введенное Россией в ответ на санкции, но оно вряд ли продлится вечно. А значит, пока у нас все еще есть преимущество изоляции, надо приложить все усилия для того, чтобы поддержать свое сельское хозяйство и наладить рынок сбыта внутри страны.
Обеспокоенность Штатов российским курсом на импортозамещение и локализацию — лишнее доказательство того, что направление развития экономики выбрано верно. Теперь главное — довести задуманное до конца. После достижения достаточного уровня диверсификации и товарного самообеспечения самым разумным шагом для России будет только выход из ВТО.
Елена Грекова