«Это кратчайший маршрут, который соединяет Европу с Дальним Востоком, с Азиатско-Тихоокеанским регионом, с западной частью Северной Америки,  сказал премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании с вице-премьерами Надо признаться, он используется у нас пока, мягко говоря, так себе».

Как заявил замглавы кабмина Аркадий Дворкович, в настоящее время ежегодно на провозку грузов по Севморпути выдается более 600 разрешений, а ежегодный объем транспортировки грузов составляет 4 млн. тонн.

«Потенциал, оцениваемый за период (ближайших) 15 лет  а это сроки реализации комплексного плана  более 80 млн. тонн, то есть в 20 раз возможно увеличение»,  сказал Дворкович. Это позволит превысить объемы перевозок, существовавшие во времена СССР, отметил он.

Дворкович сообщил, что вся необходимая нормативная база для реализации проекта уже сформирована. По его словам, проект предусматривает шесть основных составляющих: навигационное и гидрографическое обеспечение, создание новых карт, системы регулирования движения судов и защиты морей от загрязнений, формированиеаварийно-спасательной инфраструктуры.

Отдельный раздел проекта, по его словам, посвящен интересам Министерства обороны по обеспечению безопасности Северного морского пути.

Потенциал роста

Означенная Аркадием Дворковичем цель довести к 2020 году грузопоток по Севморпути до 80 млн. тонн в год может показаться чересчур оптимистичной, но для наращивания объёмов в ближайшие годы появится множество новых возможностей.

Недавно открытый порт Сабетта на Обской губе Карского моря позволит нарастить объемы вывоза груза до 16,5 млн. тонн в год.

Сабетту должны превратить в многофункциональный узел Северного морского пути, который можно будет использовать не только для экспорта газа с Ямала, но также для экспорта зерна из Сибири, металла с Урала, угля Кузбасса, нефтепродуктов из Татарстана и Башкортостана, а так же нефти из сибирских регионов.

В перспективе, грузоперевозки должны увеличиться благодаря освоению и разведке месторождений Карского моря, рост производства «Норильского никеля» и наращивание использования СМП китайскими компаниями.

За последние пять лет объемы грузоперевозок по кратчайшему маршруту между Европой и Азией выросли в четыре с лишним раза, но при абсолютных числах один миллион тонн в 2010 году и четыре миллиона тонн в 2014-м это пока всего 1% от транзита по маршруту через Суэцкий канал.
По словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, возглавляющего, в частности, государственную комиссию по развитию Арктики, финансирование «арктических» программ на ближайшие пять лет должно составить 222 млрд. рублей.

Фото: Atomflot

Источник