<<Продолжение. Начало.>>
Рады бы “Перестройку начать с рассветом” – но как?
– Наливался тучами закат. Перестройку начали с рассветом! – надрывался под аккордеон один из персонажей легендарного фильма «Забытая мелодия для флейты», со своим «прощаясь кабинетом». Все, родившиеся на стыке 60-70-ых, помнят ту упоительную эйфорию, с которой в перестройку ломали «прогнившую номенклатуру». Вот выгоним его, выкинем из кабинета с ковровой дорожкой все его 15 телефонов, да по определению во всем виноватую секретаршу – а дальше все будет чрезвычайно хорошо.
Хотя… жизнь шла своим чередом, а существенного ее улучшения всё как-то не наступало. Но – у нас так! Видно, глубоко это сидит, забито, завинчено в подкорку вместе с кадрами фильма «Ленин в октябре». Мы, при вечно сломанных наших социальных лифтах, нормальной ротации кадров не понимаем, нам надо: «Которые здесь временные… Слазь!»
Куда деваться – слазят.
И все начинается сначала, только желающих порулить с каждой очередной общественной формацией становится больше в разы.
Все остальные, порядка полумиллиона человек, это сотрудники судебных, налоговых, финансовых и всех прочих органов. Итог: на 10 тысяч россиян приходится 102(!) чиновника всех рангов и мастей. Для сравнения – в застойном СССР, в финале правления Юрия Андропова, то есть на пике господства партийной номенклатуры и местной бюрократии, на 10 тысяч советских граждан приходилось всего 73 служащих. Подробнее на РБК.
Можно долго спорить, почему советский чиновник был малочисленней, а главное – ощутимо порядочней некоторых современных аналогов. Во всяком случае, чтобы вообразить председателя Сахалинского крайисполкома, спотыкающегося у себя дома о сугроб из сотен тысяч уворованных бумажек с профилем Ильича, надо иметь воображение писателя-фантаста.
А может, все дело в советской системе – помните, как отчаявшийся миллионер Корейко не мог повести Зосю Синицкую в кино, поскольку сторублевый банковский билет все равно ни в одном кинематографе нельзя было разменять? Ровно как и в годы позднего застоя товарищ, размахивающий в провинциальных «Культтоварах» или «Тысяче мелочей», не говоря уж о «Гастрономе», зеленоватыми полтинниками или, тем паче, коричневыми купюрами с гордым названием «грузинский рубль», воспринимался бы не как уважаемый, а скорее, как подозрительный и неудобный покупатель, которому надо отсчитать в качестве сдачи всю выручку, да еще подзанять у «завмаг-товаровед».
Что ж, в бедной стране и элита беднее, и жулье скромнее.
Сегодня нас вновь исподволь готовят если и не к бедности, то, как минимум к временам вынужденной, длительной и тотальной экономии. Впрочем, почему исподволь? Вот часть заголовка на одном из популярных ресурсов: «Мир закончится и начнутся страдания».
В публикации от 18.06.15, размещенной на информационном сайте в 14:47, а перед этим озвученной в радийном эфире, говорится прямым текстом, открытым до циничности: «Страдания…пойдут на пользу, позволят опомниться тем, кто слишком привык жить тихо, спокойно и комфортно. Придется пожить иначе».
Оставим за кадром моральную оценку личности автора высказывания. Просто примем как данность страдательный тезис, озвученный двумя федеральными СМИ. Отсюда вопрос: как долго 10 тысяч бедных россиян смогут нести на своих страдающих и худеющих – в соответствии с текстом публикаций медиа! – трудовых плечах 102-ух – кого?.. Любимых начальников? Рачительных госслужащих? Незаменимых топ-менеджеров, ударников капиталистического труда? Предоставив ответ на непростой вопрос самому читателю, прикинем по ходу варианты. («По ходу» – в смысле дальнейшего движения сквозь кризис этой пока еще безропотной и по привычке дисциплинированной 10-тысячной колонны).
Вариант первый: поскольку в тяжелые времена страданий эту упитанную сотню долго не потянуть, пора начинать сокращения. Небольшая справка: сокращения чиновного люда, инициированные высшим эшелоном еще в 2012 году, прошли уже во всех регионах и, так сказать, на всех ветвях власти. По одним предварительным данным, скоро численность сокращенных перевалит за 500 000 служащих, по другим – дойдет до миллиона. Ура! Одну или даже две трети полуторамиллионной офисной армии к станку кинули! В реальный сектор! Но перед тем как открыть шампанское, поинтересуйтесь: наблюдалось ли нашествие на промышленность бульдозеристов, экскаваторщиков, слесарей, водителей большегрузов, и прочего, как во времена Ермака на Руси баяли, тяглового сословия?
Итак, о сокращении численности поговорили, заодно рассмотрели тему укрепления народного хозяйства. Очевидно, что рассчитывать на решение проблемы кадров для производства с помощью отставной чиновничьей армии не приходится. Равно как и кадров для самой армии, да и любой другой отрасли – кроме?..
Вариант второй.
В самом деле, глупо ждать, что статусный господин, начальник земельного отдела ДИЗО и хранитель практически марктвеновской королевской печати, каковую вожделеют не какие-то там твердые грецкие орехи, а наши бизнесмены, мягко шуршащие от избытка патриотизма, по доброй воле сменит сьют от Бриони на спецовку с надписью «Горсвет». Чудеса такого рода если где-то и случаются, то явно не в российских лесонасаждениях.
А вот передислокация сокращенного из ДИЗО начотдела в офис за углом, с вывеской «Симфония кадастра: берем любые земельные аккорды!» более чем вероятна. Так почему же не рассмотреть этот смелый этюд на высоко обобщенном и рассудочном уровне?
Почему мы так боимся прилагательного «коррупциогенный»? Все ведь прекрасно знают и самого этого Гену, и окружающих его коррупционеров. Просто ребята рыночными методами решают текущие вопросы – не государственного, так регионального или местного значения. Спрашивается, почему же не вывести чиновных земельщиков, имущественников, градостроителей, дорожников, ремонтников и других «людей прекрасных, горячих сердцем, честности кристальной», на цивилизованный аутсорс? Что даже на уровне некрупного города позволит сократить – с одновременным же трудоустройством! – до пяти муниципальных структур: департаментов, управлений, комитетов, отделов…
Пусть сами зарабатывают и дают заработать БЮДЖЕТУ. А если, от высокого градуса любви к Родине, начнут тарифы задирать – старшие товарищи из представительной (законодательной) власти поправят. Или попросят нырнуть с головой бизнес и в границах данного муниципалитета (региона) больше не выныривать. Вы спросите – где это видано, и я отвечу вам тремя русскими буквами: Ж.К.Х. Целая отрасль еще советских жилконтор и ДЕЗов (дирекций единого заказчика, кто не в курсе), еще в две ноль ноль семь тысячном (2007) году выведена в аут, приватизирована и освобождена от государственного участия. Причем как финансового, так и интеллектуального.
Правда, на этих новорожденных УК, борзых как щенята, граждане до сих пор не могут найти управу. Хотя, как шутят в МЧС, «спасение утопающих – …», далее по тексту. А если кто-то недоволен, встречный вопрос: какой отраслью, в ведении а) федеральной; б) региональной; в) муниципальной власти вы ВСЕГДА И БЕЗОГОВОРОЧНО довольны?
Пока будете думать, пройдет лет эдак 50 – время, достаточное для восприятия обществом передовых идей Водолея.
К каковым и относится автор вышеизложенного. 🙂