Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) по результатам исследования описал преобладающие общественные оценки россиян неудержимо дорожающей жизни. Такие оценки, не смотря на их субъективную природу, могут быть точнее, чем анализ финансовых аналитиков.

“Коллективный разум” отметил подорожание фруктов (85%), мяса (84%), “молочки” (81%), сахара (75%). А также – круп и макарон, хлеба, коммунальных услуг, бензина, проезда на общественном транспорте… Наверное, легче перечислить товарные группы и услуги не затронутые этой повальной и печальной тенденцией.

Интересно другое – какой выход из создавшейся ситуации находят люди, чтобы эта “тенденция” не сильно ударила по семейному бюджету и личному благополучию. Стратегии выживания у наших соотечественников различны:

  • “Экономия” – 24% перешли на покупку более дешёвых товаров
  • “Экономия должна быть экономной” – от чего-то отказались полностью 26%, а ещё 25% “пошли в отказ” уже давно
  • Импортозамещение в каждый дом” – 33% выращивают собственные фрукты и овощи

импортозамещение

  • “Запас карман не трёт” – 36% закупают продукты впрок
  • “Как заработаешь, так и полопаешь” – 25% ищут работу с более высокой зарплатой, а 30% – дополнительный приработок
  • Воспользовались собственным “резервным фондом” для оплаты повседневных нужд  28%
  • Воспользовались “резервным фондом” знакомых для оплаты повседневных нужд 25%
Как и 10 лет назад, почти половина населения (47%) тратит все доходы на текущие нужды и ничего не откладывает, а если и копит деньги, то на «чёрный день». По данным опроса, 1600 человек в 130 населенных пунктах 42 регионов чаще ничего не откладывают впрок, в основном это респонденты с достатком ниже среднего.
  • Принимают “гуманитарную помощь” от родных/знакомых 24%
  • К кредитам прибегают 22%
Как показало исследование, большинство россиян убедились в том, что санкции способны оказать негативное влияние на экономику страны, однако не впадают от этой мысли в панику, а трезво оценивают свои перспективы и возможности.

У нашего народа всегда есть что ответить неприятелю, даже если неприятеля зовут кризис и санкции.