В конце мая мир в очередной раз отметил Всемирный День культурного разнообразия. Этот праздник появился немногим более 10 лет назад. Его смысл  попытка остановить унификацию мира, когда глобальные процессы буквально растворяют в себе культуры народов, когда стираются границы и вместе с ними национальные различия, когда смешиваются и перетекают друг в друга традиции.

Сохранение культурного разнообразия  задача благая и масштабная. Но она не решается на трибунах и в конференц-залах. Соприкосновение и взаимодействие национальных культур происходит совсем в других местах: на улицах городов, в школах и детских садах, в офисах и на производстве.
Нефтеюганский район в этом смысле показателен  многонациональное население со всех уголков России, представители коренных народов Севера, различные культуры и вероисповедания.
О культурном разнообразии и национальных культурах мы говорим сегодня с главой Нефтеюганского района Владимиром Николаевичем Семёновым.

Праздники, которые учреждает ООН  это стремление объединить мировое сообщество для решения глобальных мировых проблем.  Много ли сегодня причин для возникновение праздника культурного разнообразия?

Семёнов В. Н.  Мир меняется, средства связи и способы перемещения делают мир не только более комфортным, но и более доступным. Сегодня приходит понимание, что границы  и государственные, и языковые, этнические  это не только барьеры, препятствия для прогресса, для экономического развития. Это еще и барьеры безопасности. За ними может укрыться национальная самобытность, сформироваться национальное самосознание. Когда их нет  нет возможности сохранить свою индивидуальность. А это, я совершено уверен, ведет к потере своей самоидентификации. Многообразие, многополярность человечества, его неоднородность  залог его стабильности и прогресса.

Когда речь идет об одной многонациональной стране, барьеры невозможны. Как сохранять свою культурную самобытность и не спровоцировать национальную напряженность?

Семёнов В.Н. В России во все времена сосуществовали не только разные народы, а разные культуры и религии. И рецепт, в общем-то, один: надо договариваться. Самое худшее, что можно сделать в этом случае  не принимать во внимание национальный состав населения региона. У нас на территории района проживают представители более сорока национальностей.

А в Ханты-Мансийском автономном округе счет идет на сотни  по последним данным  124 национальности. И ведь это не просто различия в нюансах: это носители разных, не родственных друг другу, языков, разных культур, вероисповедания. У нас накоплен достаточно позитивный опыт совместного проживания, который дает нам запас прочности.

Как строится работа с диаспорами и землячествами?

Семёнов В. Н. Через общественные организации, которых в Нефтеюганском районе порядка 34. Действует Координационный совет по делам национально-культурных автономий и взаимодействию с религиозными объединениями.

Ежегодно мы проводим национальные праздники: В День России, 12 июня, в районе традиционно проводится фестиваль национальных культур «Моя Россия», в сп Салым  «Сибирская слобода», где зрители с одинаковым интересом ежегодно встречают выступления представителей русской, кавказской, украинской, азербайджанской, марийской, чувашской диаспор.

Уже в 12 раз в Нефтеюганском районе будет проводиться Международный турнир по вольной борьбе и в 16 раз  Международный турнир по шахматам. С каждым годом популярность турниров растет, они вызывают профессиональный интерес не только у спортсменов из Югры и России, но и у спортсменов из стран ближнего и дальнего зарубежья. Уверен, что нынешние турниры будут способствовать дальнейшему развитию этих видов спорта в регионе и России, укреплению дружеских связей между спортсменами разных национальностей.

Конечно, вся эта работа, прежде всего, направлена на детей и молодежь. То есть, если мы воспитываем молодое поколение в духе понимания разнообразия национальных культур, интереса к ним, если мы их объединяем на почве творческой совместной работы, то вопросы экстремизма и нетерпимости уходят сами собой. Это, кстати, прекрасно понимали в Советском Союзе. И система советского образования вырастила целое поколение убежденных интернационалистов. Другое дело, что пренебрежение нюансами, размывание границ и традиций, чрезмерная унификация  все это заложило некий фундамент межнационального недовольства друг другом. И с этим надо работать здесь и сейчас.

Мы не можем не затронуть проблему коренного населения Севера. Как им сохранить свою культурную самобытность в промышленной цивилизации?

Семёнов В. Н. Сегодня этой проблемой занимаются во всем мире. Ведь соприкосновение культур, если не сказать цивилизаций, происходит и на Аляске, и в Европе, и в странах Скандинавии, и, конечно, на территории России.

Промышленное освоение этих территорий началось до того, как появились правовые нормы, защищающие права коренного населения; раньше, чем сформировалась сама идеология взаимодействия с традиционными культурами. Первоначально коренные народы мало что могли противопоставить экономической экспансии, а значит, вынуждены были отступать, уходить с привычных мест обитания. И, конечно, промышленные объекты возводились без учета возможного урона укладу и образу жизни семей. Позже начался этап льгот: всевозможные преференции. Все это помогло сохранить очаги традиционной культуры, люди продолжают дело своих предков. Конечно, на принципиально другом уровне. Сегодня, очевидно, что полностью возвращение к традиционному образу жизни  не разумно и невозможно. Но тем не менее, традиционные хозяйства возрождаются, находят свою нишу в современном мире и с точки зрения культуры, и с точки зрения экономики.

Простой пример, у нас успешно развивается  этнотуризм. В 2010 году, когда это движение только начиналось, было всего 5 000 туристов. В прошлом году традиционные хозяйства посетили уже 16 000 человек. На сегодняшний день всего в Югре зарегистрировано порядка 475 территорий традиционного природопользования, более 4 000 представителей коренных народов занимаются традиционными промыслами, порядка 15 национальных общин организуют этнотуристкие туры.

Конечно, желающим реализовать себя в этом направлении оказывается помощь, в том числе и финансовая. И в итоге получается жизнеспособный в современных условиях опыт  традиционное хозяйство и успешный туристический бизнес. Ведь специалисты говорят, что полное возвращение к традиционному хозяйству в наше время невозможно из-за изменений в окружающей среде: меньше стало дичи, рыбы, снижается объем промысла. Тем не менее, уже нет массового отъезда коренного населения в города, разрыва с традицией.

Еще пару десятков лет назад казалось, что это естественный процесс. Почему сегодня ситуация меняется?

Семёнов В. Н. Был период в двадцатом веке, когда все, что имело отношение к традиционному образу жизни, воспринималось «пережитком прошлого» и могло сохраниться только в области песен, плясок, национальных костюмов, фольклора.

Но пришло постепенно понимание, что коренные народы Севера воплощают собой культурное, социальное и экологическое наследие России, отказаться и утерять которое  непростительно. Сегодня во всем мире идет переосмысление опыта, который несут в себе традиционные культуры. И на смену покровительственному отношению к исконно местному приходит партнерство. Это чрезвычайно важный момент.

Я глубоко убежден, что региональные и федеральные программы должны быть нацелены, прежде всего, на создание условий для самостоятельного развития отраслей хозяйствования и культуры коренных народов. И опыт последних лет убедительно доказывает  этот ресурс развития есть. В Нефтеюганском районе увеличивается число представителей коренного населения. Это очень позитивный сигнал.

В районе сейчас действует муниципальная целевая программа «Социально-экономическое развитие населения из числа коренных малочисленных народов Севера», рассчитанная до 2020 года.  Округ активно финансирует различные проекты в этой области. Это не просто дотации  вклад в развитие традиционных хозяйств, сохранение традиционной культуры.

Кроме того, каждый год мы отмечаем традиционные хантыйские праздники: Вороний день, День Рыбака, уже начинаем подготовку ко Дню коренных народов мира (9 августа), плюс  соревнования по национальным видам спорта, таким, как гребля на обласах и северное многоборье. Все это очень красивые массовые мероприятия, которые вызывают искренний интерес. И все это  тоже своего рода гарантия сохранения самобытных культур.

А что в ближайших планах?

Семёнов В. Н. Весь округ готовится к празднованию Дня славянской письменности. Будут всевозможные праздничные мероприятия, встречи с писателями, концертные программы, различные акции для детей. Хор ДШИ сп Салым выезжает в Ханты-Мансийск для участия в большом хоровом празднике, посвященному этой дате.
Считаю этот праздник чрезвычайно важным для региона. Ведь для того, чтобы всерьез говорить о сохранении родной культуры, надо, прежде всего, осознавать ее уникальность. А этот праздник дает нам возможность больше узнавать о самих себе, о культурной традиции, характерной чертой которой во все времена оставалась терпимость и открытость всему новому.