Крепче за баранку держись шофёр
Сначала короткая справка:
Уже с 1 апреля 2014 наличие тахографа проверяют на междугородних автобусов и на автомобилях, транспортирующих опасные грузы. А с 1 апреля текущего года персональный “чёрный ящик” должен появится на грузовых автомобилях коммерческого использования массой от 3,5 тонны, которых в России насчитывается около 700 тысяч.
Промедление с установкой прибора “авто-учёта” отмечается штрафом до 3 тысяч рублей для физических лиц и до 10 тысяч рублей – для юридических. Тяжесть карающей длани закона уже успели на себе ощутить 170 тысяч человек в прошлом году и 60 тысяч в нынешнем. А вот попытка пошалить с данными тахографа, которые прибор обязан хранить с течении года, уже грозит неприятным знакомством с Уголовным кодексом Российской федерации, который, как известно, плохо понимает юмор.
По идее 50 тысяч рублей, необходимых на приобретение и установку тахографа (без учёта стоимости обслуживания, калибровок и проверок прибора), – это невеликая плата за снижение аварийности на дорогах. Ведь использование средств контроля режимов труда и отдыха заставит водителя эти самые режимы соблюдать.
Кроме того прибор может предоставлять информацию для владельца о перемещении груза или помогать выстраивать оптимальные маршруты следования. “На бумаге” – сплошные плюсы.
Гладко было на бумаге
Правда, эти умозрительные плюсы могут впечатлить только крупного владельца.
О какой логистике и контроле за персоналом может идти речь для частного извозчика, для которого часто машина единственное средство заработка, а он сам и “на дуде игрец” и водитель с экспедитором в одном лице? Для такой категории автовладельцев требования по установке тахографа – это разновидность дополнительного разорительного “оброка”.
Большой вопрос – а наши трассы оборудованы достаточным количеством безопасных стоянок? Ведь по определению – большее количество “дисциплинированных” водителей требует большего количества машино-мест на оборудованных стоянках.
А как быть, если начало режима отдыха наступило во время перегона между стоянками, которые в Югре (перегоны) бывают очень длинными? Останавливаться в чистом поле, приглашая медведей и местных “лихих людей” к одинокому костерку? Или “гнать во всю гашетку” к ближайшей стоянке, нарушая скоростной режим? А может водитель, загодя предвидя такой оборот, должен просто не выезжать с места ближайшей, до часа “Х”, стоянки, прочитав расстроенному владельцу груза лекцию про безопасность движения?
А вахтовики или хлеборобы, для которых “месяц в поле” кормит “весь год” – им как быть? Своей зарплатой в обязательном порядке делится с дополнительным “подёнщиком”?
Ко всему прочему в большинстве случаев в настоящее время “контролёры” могут проверить лишь сам факт наличия тахографа. А вот снятие показаний показаний с него, ввиду дефицита стандартов и многообразия видов “железа”, сейчас столь же увлекательное занятие как и разгадка вавилонской клинописи. Не говоря уж об он-лайн передаче данных с помощью GSM-сетей.
О том, насколько быстро законодателям и заинтересованным лицам удастся решить эти вопросы зависит – куда именно приведёт путь, вымощенный благими намерениями о нашей безопасности.