Подоспели новости из соседней Челябинской области. Там 15 мая пустили железнодорожный терминал. Из разряда рядовых событие выводит одно обстоятельство – транспортно-логистический комплекс (ТЛК «Южноуральский»), частью которого и является новый терминал, призван стать частью “Шёлкового пути”.
…Ещё в далёком 2004 году Китай протянул транскитайскую автомагистраль от порта Ляньюньгань на Восточном побережье до границ Казахстана. Планы “подебесной” этим не ограничились. Скоростные автомагистрали “исчеркали” карту всего Синьцзян-Уйгурского округа, подойдя к границам Киргизии и Таджикистана…

Как оказалось – китайский мега-проект подошёл не только к границам соседних стран…

Проектные мощности ТЛК «Южноуральский» достаточно приличны – на площади в 82 тысячи квадратных метра должно обрабатываться порядка 2,5 миллионов тонн грузов в год. Если в настоящее время путь из Шанхая до Роттердама морским путём составляет 48 дней, то по сухопутному коридору, часть которого и является ТЛК «Южноуральский», – всего 12 дней. В этом году через терминал должен пойти первый груз.

ЖД, пути, дорога, станцияШёлковый путь одной Челябинской областью не ограничится. Не далее как пару месяцев назад Китай обозначил свой интерес к строительству прямой автомобильной дороги в Россию из Синьцзян-Уйгурского автономного района через территорию Горного Алтая. По мнению китайцев, это позволит расширить товарный оборот между субъектами.

За соседей приятно, а что в Югре? В округе будет разработана концепция развития транспортно-логистических центров на ближайшие 15 лет. Специалисты уже выделили пять возможных муниципалитетов, где логистические центры возводить целесообразнее всего. Это Нижневартовск, Нефтеюганск, Советский, Приобье и Сургут – широтный коридор и логистика до порта Сабетты. Но широтный коридор и наземные “ответвления” от Северного Морского Пути (СМП) – это совсем не “Шёлковый путь”…

…Но надо понимать, что Шёлковый путь — это конкурент СМП. Китай — наш стратегический союзник, но кто сказал, что союзники не могут быть конкурентами? Заинтересованность Китая — крупнейшего и наиболее значимого инвестора и грузоотправителя в Северном Морском Пути может быть под стать погоде в Арктике — то есть весьма прохладной. Политические дивиденды от включения в орбиту своего влияния большинства азиатских государств — это неизмеримо большая ценность, чем соображения среднесрочной экономической выгоды. Вдобавок СМП длиннее и подвержен влиянию сезонных и погодных факторов, а значит и с выгодой не всё однозначно. В общем — «Дорога легче, когда встретится добрый попутчик», и очень хорошо, что этот попутчик Китай. Но нам не стоит также забывать, что «Восток — дело тонкое»…

Если заинтересованность Китая в СМП с развитием “Шёлкового пути” будет стремится к нулю – значит настало время быть готовым пересмотреть Стратегию 2030 в части планирования транспортной инфраструктуры на территории округа. Ведь лучше участвовать в поиске путей, чем оказаться на обочине.

 

Фото: Gelio