Среди регионов российской Арктики и Дальнего Востока в десятку самых «известных» за рубежом субъектов РФ вошли Сахалинская область, ХМАО-Югра и Приморский край.

Аналитическое агентство «Смыслография» и компания Dow Jones провели исследование восприятия регионов России ведущими англоязычными СМИ –The Wall Street Journal, Dow Jones Newswire, The Economist, The Guardian, Washington Post. Общий балл, присваиваемый каждому субъекту РФ, учитывал оценку региона как по количеству его упоминаний, так и по доле благоприятных публикаций.

Москва была исключена из общего рейтинга: ее сравнение с другими субъектами было признано некорректным из-за связанной с ней общефедеральной и международной повестки.

Занявший 4 место в рейтинге Ханты-Мансийский автономный округ стал своеобразной моделью российского региона, интересного англоязычным медиа, так как в его информационной повестке сочетались две привлекающие особое внимание иностранцев темы  спорт и ТЭК. Наряду с обсуждением ресурсного потенциала округа зарубежные СМИ в 2014 году писали о проходившем в ХМАО Чемпионате мира по шахматам и ежегодном этапе Кубка мира по биатлону.

Напротив, Сахалинская область (3 место) и Приморский край (910 место) упоминались в англоязычных медиа исключительно в контексте нефтегазовых проектов: «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Владивосток-СПГ». Показательно, что зарубежные СМИ также обращали активное внимание на экспорт ресурсов: нефтепродуктов  из Сахалинской области, сжиженного природного газа  из Приморья.

Нефтегазовая тема и значимые новости добывающих отраслей характерны практически для всех северных регионов России. Так, в 2014 году зарубежные медиа выделяли следующие темы: в Архангельской области  разработка алмазных месторождений «Лукойлом», в Ненецком автономном округе  деятельность российских нефтяных компаний (особенно «Башнефти» и «Роснефти»), в Ямало-Ненецком автономном округе  деятельность зарубежных и российских нефтяных компаний, в том числе «Газпромнефти», «Лукойла», «Роснефти».

За рубежом также сравнительно много писали о том, что на Ямале образовался гигантский кратер  предположительно из-за высвобождения подземного метана.

Особняком среди арктических регионов в англоязычном медиаполе стоит Мурманская область. Для нее главным основанием для присутствия в зарубежных СМИ в минувшем году стала новость, что в Мурманске был пришвартован арестованный литовский рыболовный траулер Juros Vilkas, капитана которого обвинили в вылове рыбы в территориальных водах России.

Обращает на себя внимание то, что по итогам прошлого года в десятке лидеров российского рейтинга не оказалось ни одной столицы федерального округа. Это наметившаяся тенденция означает, что на «известность» регионов в зарубежных СМИ административный ресурс не оказывает решающего влияния.

Интересно, что для регионов Дальнего Востока в 2014 году были характерны «парные» информационные поводы. Визиты президента России вошли в число главных новостей Хабаровского края и Республики Саха (Якутия).

Поездка северокорейского посла оказалась среди наиболее отмеченных иностранными СМИ событий в Приморском и Хабаровском краях. Авария южнокорейского корабля в Беринговом море стала одной из главных тем среди сообщений про Чукотку и Камчатский край. Для Чукотского автономного округа и Якутии информационными драйверами стали также доисторические находки: найденный в вечной мерзлоте Чукотки гигантский вирус времен каменного века и якутский мамонт, выставленный в прошлом году на экспозицию в Москве. В международных комментариях о санкциях ЕС и США в отношении России чаще упоминались Сахалинская область и Республика Саха (Якутия).

Сахалинская область, как один из лидеров рейтинга, демонстрирует пример «инвестиционно полезного»  присутствия в англоязычном информационном поле. Этому способствует проведение в регионе ежегодного международного отраслевого форума, активная работа местных СМИ и информационная открытость производственных компаний и проектов.

Есть и другой пример. На территории Ненецкого автономного округа и на соседнем с ним шельфе трудится значительная часть ведущих мировых нефтяных корпораций, однако в рейтинге округ второй год подряд занимает«почетное» срединное 42 место. При этом с отлаженной системой освещения деятельности нефтегазовых компаний в НАО, а также более частым и медийным проведением форума «ЕвроАрктика» округу по силам попасть в двадцатку«популярных» в западных медиа регионов уже за год.

Важно, чтобы усилия по продвижению субъектов России в англоязычных СМИ носили регулярный характер, в противном случае свою «популярность» регионы утратят очень быстро.

Владислав Шулаев, директор по продвижению территорий коммуникационного агентства АГТ

Источник