Содержание жилья обходится российским гражданам всё дороже. Повышение тарифов — и слабая связь удорожания с качеством услуг ЖКХ — прямое следствие того, как устроена система взаиморасчетов внутри коммунальной сферы.
Квартплатную платежку любого россиянина, проживающего в многоквартирном доме, можно разделить на две части: непосредственно коммунальные платежи — вода, тепло, свет, — находящиеся под жестким контролем правительства, и жилищные платежи — на содержание и ремонт дома, тарифы по которым номинально находятся под контролем жильцов.
Казалось бы, неплатежи — проблема самих коммунальщиков. Но это не так. Отрасль ЖКХ постепенно выстраивает прозрачные и рыночные отношения, а долги, спровоцированные неплатежами и передающиеся по цепочке участников отрасли, приводят к тому, что инфраструктура продолжает дряхлеть, а деньги, которые могли бы пойти на ее модернизацию, уходят нечистым на руку управляющим и банкам, у каковых добросовестные компании берут кредиты на покрытие кассовых разрывов.
На сегодня в отрасли сложилась ситуация, когда 77% граждан исправно платят за услуги ЖКХ, еще 11% граждан оплачивают свои счета в течение трех месяцев после наступления даты платежа, 7% — в течение полугода, еще 2,5% — маргинальные граждане, считающие услуги ЖКХ общественным благом; наконец, 2,5% наших сограждан действительно находятся в тяжелой жизненной ситуации и просто не могут оплачивать счета. При этом, по статистике энергосбытовых компаний, социально не защищённые слои населения, такие как пенсионеры и инвалиды, составляют лишь 0,2% от всех задолжников.
«ТНС энерго» занимается продажей электроэнергии в 10 субъектах Российской Федерации и контролирует порядка 10% рынка сбыта. Это достаточно крупный игрок, чтобы на его примере можно было понять проблемы неплатежей отрасли электроэнергетики и отчасти коммуналки.
В компании делят задолжников на три группы — недобросовестных плательщиков, оплачивающих свои счета за электроэнергию в течение трех месяцев; злостных неплательщиков, которым на оплату счетов нужно от трех до 12 месяцев; и всех прочих — либо считающих оплату коммуналки необязательной, либо попавших в трудную жизненную ситуацию (таких всего набирается 5%, и на их долю приходится около 50% долгов с просрочкой от года).
На самом деле люди, вовремя не оплатившие коммунальные платежи, создают большое давление на отрасль.
На обслуживании компании находится порядка 8 млн домохозяйств на территории европейской части России, недобросовестных плательщиков 850 тыс. человек (11%) и еще 540 тыс. человек (7%) злостных неплательщиков. Для «ТНС энерго» первая группа дает около 330 млн рублей просроченных долгов, вторая — 610 млн рублей. При этом сбытовым компаниям «ТНС энерго» приходится покупать энергию на оптовом рынке и оплачивать услуги сетей регулярно. Для покрытия кассовых разрывов холдинг берет кредиты, ставки по которым резко выросли.
Если масштабировать эти цифры на всю электроэнергетику, то их можно смело увеличивать на порядок. Грубый подсчет показывает, что из-за неплатежей только физлиц электроэнергетика получает кассовых разрывов на 10 млрд рублей и вынуждена платить в качестве процентов на их обслуживание еще порядка 2 млрд рублей в год. Еще примерно столько же на компаниях виснет невозвратных долгов.
Но кредиты нужно регулярно возвращать, а невозвратные долги накапливаются и растут. Обычно под них компания обязана создать резервы, формируя их за счет прибыли. В частности, такая возможность есть у водоснабжающих и тепловых компаний, которым в тарифах закладывают для целей резервирования до 2% от необходимой валовой выручки. В отношении энергосбытовых компаний ФСТ ставит под сомнение необходимость данных резервов; как результат — кредитов рано или поздно перестанет хватать, а энергосбыты вынуждены будут показывать убытки и не смогут платить за поставки с оптового рынка.
Тем не менее, платежная дисциплина в энергетике лучше, чем во всех остальных сегментах коммунальной отрасли. Во-первых, здесь уже более десяти лет создаются рыночные механизмы; во-вторых, есть структуры, мотивированные на сбор средств, — сами энергосбыты; в-третьих, выработаны механизмы давления на неплательщиков, крайняя мера — отключение и суды.
Процедура отключения неплательщика затягивается и в лучшем случае применяется к 0,5% неплательщиков. Другой путь — суд. Однако дело это крайне дорогостоящее, зачастую затраты больше, чем сумма долга.
Напомним, что на рынке сбором платежей как за жилищные, так и за коммунальные услуги занимаются управляющие компании. В платежке 60–80% — доля коммунальных платежей, еще 20–40% — жилищная услуга. В итоге, чтобы закрыть все свои обязательства по «коммуналке» перед ресурсоснабжающими организациями (РСО), управляющая компания берет деньги из тех, что внесены в оплату жилищных услуг, — и это в лучшем случае. В худшем случае она берет в кредит. После расчета с РСО у УК остается менее 50% средств на выполнение своей непосредственной функции — обслуживание жилищного фонда, а если она взяла кредит, то еще часть средств, полученных от жильцов, идет на выплату процентов.
В итоге в первую очередь страдают жильцы, своевременно заплатившие за оказанные услуги: оплата произведена, а услуг получено в лучшем случае на 50% от внесенной суммы. Для УК же путь один — поднять тарифы, чтобы закрыть кассовый разрыв. Но это временное решение — рано или поздно оно неминуемо приведет к банкротству.
Источник