Социально-экономическое развитие в Югре в ближайшие годы планируется по «умеренно-оптимистическому сценарию». Другими словами: все будет хорошо, но если бы не кризис, могло быть гораздо лучше.

Нынешние экономические реалии заставили правительство в корне пересмотреть планы, менять выработанные годами методы, отказаться от привычных подходов.

Чтобы просто удержаться «на плаву» нынче уже недостаточно «затянуть пояса» до лучших времен. «Лучшие времена», как оказалось, не поджидают терпеливо в конце тоннеля. Чтобы до них добраться, придется искать новые магистральные пути для экономического роста, и даже коренным образом менять философию развития.

Все сказанное применимо не только к планам федеральных министерств и правительствам субъектов Федерации, это касается и наших с вами семейных бюджетов, которые в нынешнее кризисное время «трещат по швам»  сокращения на предприятиях, растущая безработица, чрезмерно высокие цены на продовольствие, взлетевшая кредитная ставкаВсе это, к сожалению, уже хорошо знакомо большинству из нас. Ломать привычные схемы сегодня приходится всем.

В Нефтеюганском районе на днях закончилось открытое обсуждение плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики до 2017 года.

О том, что ждет жителей в ближайшем будущем, и как изменится жизнь в муниципалитете, мы разговариваем с главой Нефтеюганского района Владимиром Николаевичем Семёновым.

Семёнов В. Н. Годы стабильности и благополучия сыграли злую шутку с нашей, относительно молодой и как выяснилось  всё еще незрелой, экономикой. Диверсификация так и осталась большей частью на бумаге. Случилось так, что высокие показатели доходности от международной конъюнктуры на рынке углеводородов, мы начали смело закладывать в базисные экономические процессы, подразумевая, что высокие цены и большие запасы  наша надежная гарантия от любых рисков.

Кор. Но ведь так и было. Мы вполне комфортно почивали на волне высоких цен и неплохо себя чувствовали. И если бы не политические события на востоке Украины и присоединение Крыма, которые вызвали негативную международную реакцию, мы бы до сих пор «снимали сливки».

Семёнов В. Н. Вы озвучили довольно популярную и в корне неверную идею, которая вводит в заблуждение многих.

Эксперты, в том числе международные и независимые  четко ответили на главный вопрос: сегодняшние экономические трудности России обусловлены не столько санкциями ЕС и США, сколько изменившейся рыночной ситуацией на нефтяном рынке.

Можно говорить о признаках ценового заговора против нефтяных «игроков» с высокой себестоимостью добычи, а это, в первую очередь, наша страна; можно говорить о «сланцевой революции»; можно вспомнить и о финансовой пирамиде с резервными валютами, всё это рано или поздно должно было привести к дисбалансу благоприятной для нас конъюнктуры. Поэтому искать причину только в санкциях не верно.

Всё вместе  и международная изоляция, и передел сырьевого рынка, и финансовая политика, всё это нанесло существенный удар по экономике России, и закрывать на это глаза, отказавшись от открытого анализа собственных ошибок, нельзя.

Я в самом начале затронул проблему долгосрочного планирования на федеральном уровне

Проблему? Вы считаете, наш долгосрочный прогноз социально-экономического развития  «слабое звено»?

Семёнов В. Н. Долгосрочный прогноз  это что-то из области предсказания погоды  всегда многовариантно, всегда слишком много тех или иных факторов, влияющих на результат и, следовательно, всегда неточно.

Я же говорю о глобальном планировании на основе жесткой дисциплины исполнения. Если помните, во времена СССР существовал такой монстр  Госплан, который в годы перестройки сделали чем-то противоположным рыночной экономике, она в самом начале разрушения всего советского многим казалась панацеей от всех бед. Так вот, Госплан в те годы имел одно очень существенное отличие от нынешних институтов планирования и прогнозов, он обладал директивной функцией. По сути, это был прямой приказ на исполнение. Нарушить заложенные планы, не выйти на утвержденные показатели, в те годы приравнивалось к нарушению закона.

Нынешние девелоперы, различные фонды по планированию, институты изучения и прочие футурологи  это прогнозисты. И только.

Разумеется, федеральная стратегия базируется на четких механизмах исполнения, но она, по всей видимости, отталкивается от тактических задач и целей.
Я сужу по тому, что мы в своем экономическом планировании «проворонили» сланцевую революцию, не заложили в свою экономическую политику деструктивные усилия США переделать планетарный рынок углеводородов, создав огромный стратегический запас сырья внутри страны. И если сегодня-завтра американские нефтекомпании получат государственное разрешение на экспорт, худшие времена для России, Норвегии и всех стран-членов ОПЕК  впереди.

Возвращаясь на свой муниципальный уровень, еще раз подчеркну  в том числе благодаря уроку, который мы получили сегодня, наконец-то появились более жесткие механизмы исполнения намеченного.
В нашем округе, кстати, в одном из первых в стране, выработан не только эффективный антикризисный сценарий, но создан механизм его жесткого исполнения и контроля.

Это обеспечит принятый окружным правительством план устойчивого развития экономики и социальной стабильности, рассчитанный на три года. Сейчас идет активная консультативная работа с местными властями над региональнойстратегией-2030.

Губернатор Югры Наталья Комарова напомнила, что даже в благополучные времена в планах округа было изначально заложено правило  раз в три года сверять актуальность задач, способов их достижения с внешними и внутренними условиями и вызовами. А сегодня это особенно важно. В рамках этой экономической стратегии рекомендовано актуализировать свои документы стратегического планирования и муниципалитетам.

Нынче много говорится о резервах управления, о повышении эффективности расходования бюджетных средств на уровне местного самоуправления. На Ваш взгляд, существует ли столь большое поле для оптимизации, чтобы на местном уровне решить проблему нехватки финансирования?

Семёнов В. Н. Маневр всегда есть.

Не секрет, что размещение муниципального заказа сегодня требует не только максимального контроля и еще большей открытости за счет более широко вовлечения населения, об этом все громче говорят, в том числе и активисты Всероссийского народного фронта, но сегодня еще нужен и глубокий анализ этих процессов. Накоплен большой опыт, есть база для сравнения и анализа, почему бы не унифицировать подходы в разных регионах, взяв за образец самые выгодные тендеры, и в качестве лимитов и образцов установить успешный опыт самых добросовестных исполнителей?

На рабочей встрече в Нефтеюганске Наталья Комарова сказала депутатам: «Подключайтесь к тому, чтобы формировать управленческую модель поведения в изменяющихся условиях». Опять звучит призыв к большей эффективности управления. Если говорить о выработке общей концепции в Нефтеюганском районе, депутаты согласны с приоритетами, которые провозгласила исполнительная власть?

Семёнов В. Н. Достижение целей и решение социальных задач возможны только благодаря совместному конструктивному взаимодействию Думы с администрацией района, с главами поселений.

Круг вопросов, которые волнуют жителей района можно вполне точно очертить: предоставление жилья, образование, предельная фиксированная цена на жизненно важные группы товаров, сохранение строительной отрасли, сохранение и развитие социальных программ, проблемы ЖКХ. Поэтому непреодолимых разногласий с депутатами у нас не может быть, мы живем в одном районе, общаемся с одними и теми же людьми.

Владимир Николаевич, если жителей района волнует эффективность расходования средств, почему же не было замечено активного участия в обсуждении «Плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в муниципальном образовании Нефтеюганский район на 2015 год и на период 2016 и 2017 годов»?

Семёнов В. Н. Думаю, наши жители проявили достаточно активности. Все, кто хотел внести предложения в корректировку районных планов, мог легко это сделать на официальном сайте органов местного самоуправления района. Многие этим воспользовались.

Параллельно шло обсуждение окружной стратегии, куда наши жители также охотно вносили свои замечания.

Я уверен, что открытость местной власти, её доступность  лучший показатель вовлеченности населения в принятие решений. Сегодня мы достигли такого уровня взаимоотношений, что любой житель нашего района имеет множество возможностей для обратной связи, а значит для активного участия в управлении. Это не только встречи избирателей и депутатов, это прямой диалог исполнительной власти и жителей поселений, которые устраиваются во время выездных мероприятий.

Пришло время выстраивать работу с людьми таким образом, чтобы максимально использовать их инициативность.

В «Плане первоочередных задач» особое место уделено выработке управленческих решений на основе мониторинга финансово-экономического состояния. В том числе организаций жилищно-коммунального комплекса. Это позволит своевременно принимать меры по сдерживанию тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Кроме того, предусмотрен постоянный контроль цен на социально-значимые продовольственные товары. Особое внимание уделяется выполнению плана по импортозамещению.

Все эти усилия позволят не только сохранить уровень финансирования принятых расходных обязательств, но и пополнить доходную часть бюджета района, актуализировать стратегию социально-экономического развития Нефтеюганского района, а это более двух десятков муниципальных программ в самых различных сферах.

Print Friendly, PDF & Email