Английские геологи обнаружили на Шпицбергене следы того, что они считают признаком еще одного — шестого — массового вымирания жизни на Земле. Подробности опубликованы в The Geological Society of America Bulletin.

В принципе ученым известно, что жизнь на Земле исчезала уже несколько раз. Вопрос заключается только в том, сколько. Согласно общепринятому на сей день мнению, насчитывается пять «массовых вымираний».

Геологи, возглавляемые Дэвидом Бондом (David Bond) из университета Халла в Великобритании, проанализировали скальную породу на острове Шпицберген. Экспедиция работала несколько лет в течение полярного дня, что, конечно, облегчало в какой-то мере их деятельность, но не спасало от тяжелых условий и от соседства белых медведей.

Выбранное место исследования уже само по себе необычно, так как большинство остатков древнейшей жизни геологи находят в тропических районах нашей планеты. Дэвид Бонд изучал на Шпицбергене слои, относящиеся в среднему пермскому периоду, то есть, времени, предшествующему Великому пермскому вымиранию. В слоях, возраст которых примерно 262 миллиона лет, было обнаружено множество останков брахиоподов, составлявших в то время большинство «населения» Земли, и близких к ним двухстворчатых молллюсков. Затем количество брахиоподов резко уменьшилось — примерно на 87%. Позже жизнь возродилась, но теперь уже на Шпицбергене преобладали двухстворчастые моллюски.

Доктор Бонд полагает, что эта катастрофа произошла в результате извержения мощных вулканов Эмэйшань, находящихся в Китае, в провинции Сычуань. Впрочем, не все ученые с ним согласны. Некоторые геологи пояснили корреспондентам Би-би-си, что найденные Бондом данные скорее, по их мнению, говорят о региональной, а не о всемирной катастрофе.

Исследователи из Гарварда внедрили обнаруженные гены вымерших несколько тысячелетий назад мамонтов в ДНК слонов и получили живые клетки доисторических животных.