7 марта вступают в силу поправки в федеральный закон о местном самоуправлении, которые отменяют прямые выборы глав муниципалитетов.

Напомним, президент России Владимир Путин подписал закон, отменяющий в ХМАО-Югре, ЯНАО и НАО прямые выборы губернаторов и устанавливающий в этих регионах сложную процедуру утверждения глав.

19 февраля депутаты окружной Думы внесли изменения в закон об организации местного самоуправления, упразднив, так называемую, двуглавую систему. Ханты-Мансийский автономный округ  Югра стал первым регионом России, где законодательство приведено в полное соответствие с федеральным законом. В Югре по новой схеме будут избираться главы 13 городов и 9 районов.

В чем истинный смысл предложенных нововведений и как изменится власть  эти вопросы мы адресовали главе Нефтеюганского района Владимиру Семёнову.

Семёнов В. Н. Самое первое и самое очевидное  уходит в прошлое размытость ответственности. Отныне глава муниципалитета несет персональную ответственность за принимаемые решения, отвечает за исполнение обязательств и обещаний власти.

Корреспондент. Многие эксперты видят в этих преобразованиях очень существенный минус  власть отдаляется от народа. Глава, которого не выбрали жители территории, теперь будет заинтересован не в выполнении собственных предвыборных обещаний, а в благосклонности вышестоящих чиновников, которые его назначают.

Семёнов В. Н. Абсолютно не верно. Никто сверху не будет назначать новых управленцев. Однако при новой схеме резко возрастает роль депутатского корпуса муниципалитета. Многоступенчатая процедура утверждения главы по-прежнему напрямую зависит от волеизъявления избирателей, которые голосуют за депутатов, ведь именно им жители делегируют право утверждать главу.

Согласно статьям 131-го федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ», депутаты могут избрать из своего состава главу муниципалитета, который одновременно будет являться и главой администрации. В этом случае депутат, уходя на хозяйственную деятельность, сдает свой мандат, и на это место назначаются дополнительные выборы.

Предусмотрен и второй вариант, глава администрации избирается конкурсной комиссией по результатам конкурса.
И здесь необходимо напомнить  сохранены принципы самоуправления, гарантированные Конституцией. Главой муниципального образования может стать любой гражданин, имеющий право участвовать в выборах. Кандидатуры будет рассматривать комиссия, состоящая из депутатов и представителей исполнительных органов. И кстати, не надо забывать, в районных поселениях, где люди хорошо знают друг друга, выборы не отменены.

Если же в целом говорить о новых правилах, они не только не противоречат демократическим принципам, но отражают главные мировые тенденции в вопросах формирования исполнительных органов. Во всем мире власть становится все более профессиональной.

Вспомните первые годы перестройки, когда повсеместно на должности директоров стали выбирать людей из производственных коллективов. Когда смещали опытных управленцев, а на их место приходили те, кто активнее всех митинговал. Этот демократический «угар» очень скоро прошел: новые лидеры, хорошо выступающие с трибун, не смогли эффективно руководить, зачастую оказались не способными к кабинетной работе.
В выборных гонках, о которых вы упомянули, чаще всего побеждает тот, кто умеет нравиться «зрителям», у кого лучшие пиарщики, кто громче говорит и ярче жестикулирует. А сегодня эффективный руководитель  это человек, который не просто имеет публичные навыки и лидерские качества, это, прежде всего, менеджер, организатор, стратег.

На Ваш взгляд, время для реформы выбрано удачно?

Семёнов В. Н. Вполне. Выстраивание вертикали власти сегодня преследует конкретную цель  сделать муниципалитеты, точнее органы управления территориями не просто дисциплинированными исполнителями, а эффективными менеджерами, способными на грамотный маневр в непростых условиях новой экономической реальности.

Новая схема, по мнению тех же правительственных экспертов, поможет в решении насущных вопросов муниципалитетов, а уж проблем в условиях вынужденного режима «затягивания поясов», поверьте мне, не становится меньше.

Во время недавнего посещения Нефтеюганского района исполняющая обязанности губернатора Югры Наталья Комарова уделила особое внимание тому, что сегодня перед всеми уровнями власти округа стоит задача сохранить экономическую стабильность. На Россию оказывается сильное внешнее давление, экономическое, информационное, сказала Наталья Комарова на встрече с жителями района. Поэтому в новых кризисных условиях особенно большая ответственность лежит на тех, кому поручено управлять и решать вопросы граждан в селе, городе, регионе.

И на мой взгляд, в предложенной системе заложен более прогрессивный механизм социального лифта, который позволит привести к руководству регионами подготовленных и грамотных людей.

Кроме того, впредь не будут разделяться полномочия, а, значит, полную ответственность будет нести один человек. Новый руководитель становится одновременно и главой муниципального образования, и главой администрации — то есть высшим должностным лицом территории.
Практика в регионах показала, что не редко по самым разным вопросам возникало непонимание между главой муниципалитета и сити-менеджером, порой это заканчивалось конфликтом между исполнительной и законодательной ветвями власти.

К вопросу о конфликте интересов. При новой системе возрастает роль депутатского корпуса, но ведь депутаты представляют не только разные фракции, но и разные партии.

Семёнов В. Н. Депутаты представляют граждан, которые исповедуют разные политические взгляды, но всех объединяют общие цели и задачи  рост уровня жизни.

Еще в конце прошлого года, федеральные власти призвали глав регионов отказаться от партийной ангажированности и взаимодействовать со всеми политическим силами. Об этом сказал первый заместитель главы администрации президента Вячеслав Володин.

Сегодня на первый план выходит эффективность работы региональных руководителей, а не их политическая принадлежность.

Сигнал Кремля вполне четко прочитывается: в нынешних условиях, поскольку все партии поддерживают курс президента, партийная принадлежность должна отойти на второй план.

Если делается ставка на профессионализм и управленческий опыт нового руководителя, повышаются ли возможности самих муниципалитетов?

Семёнов В. Н. Очевидно, что управленческие связи между округом и районом, как в нашем случае, становятся более тесными, это позволит не только более четко контролировать расходование средств районами, но и позволит нам — муниципалам, иметь больше аргументов в представлении наших интересов в округе.

Что касается возможностей, они всегда были и зачастую напрямую зависели от руководителей той или иной территории.

Но в условиях обострения кризисных явлений, уже недостаточно иметь на этих должностях просто хороших исполнителей, сегодня требуются инициативные и грамотные руководители, способные на нестандартные решения. На первый план выходит проблема создания надежного кадрового резерва.

В том числе и поэтому начались столь радикальные реформы местного самоуправления.

Если говорить о нашем районе, мы уже давно ломаем традиционные схемы, и на первых порах делали такие шаги, которые могли показаться, мягко говоря, неэффективными. Без поддержки окружных властей, нам было бы трудно развивать такие направления, как спорт и экотуризм. Очевидно, что эти отрасли никогда не сравнятся по своим доходам с сырьевым сектором, но ведь и запасы сырья не бесконечны.

Почему именно спорт и туризм? Здесь аргументов много, но главный  в привлекательности этих проектов, которые базируются на особенностях и уникальности нашей территории. Если найти нестандартную и привлекательную концепцию, а затем создать коллектив по-настоящему деятельных и креативных управленцев, эта концепция может стать еще одним «паровозом» для местной экономики. А уже вслед за этим будут создаваться лесопромышленные предприятия, получит развитие транспортная схема, возникнут новые инициативы, придут инвестиции.

Вероятно, авторы новой модели управления рассчитывают именно на подобный подход в руководстве муниципалитетами?

Семёнов В. Н. Думаю, пришло время не исполнителей, а эффективных управленцев, а ведь это очень сложная специальность, которой обучают лучшие университеты. Сегодня, чтобы по-настоящему эффективно руководить любой территорией, уже недостаточно быть просто исполнительным чиновником.

Вопросы задавал Антон Хуторян.

Print Friendly, PDF & Email