В исследовательском университете в Боулдере, штат Колорадо, разработана новая технология удаления соли и органических веществ из использованной воды после бурения методом гидроразрыва пласта (фрекинг), который используется при добыче сланцевых углеводородов, сообщает информационный вестник энергетического сектора США Energy Wire.

Как известно, при добыче нефти и газа нетрадиционным методом в скважины закачивается много воды с химическими веществами, обеспечивающими так называемый фрекинг, или гидравлический разрыв.

Фрекинг – это метод, позволяющий добыть сланцевый газ путём гидроразрыва пласта. Вода, смешанная с песком и химическими веществами, под сильным давлением закачивается в буровые скважины, создавая разрывы в окружающей сланцевой породе, из которых выходит природный газ. Дело в том, что во время этого процесса вымываются ядовитые химикаты. При этом существует опасность, что они могут смешаться с грунтовыми водами. Кроме того, при добыче сланцевого газа используются миллиарды литров ядовитой воды, которая тоже должна куда-то деться. Если процесс осуществляется без должного контроля, есть риск, что химикаты могут незаконно сбросить в местные водоёмы.
«Недавние исследования в Калифорнии подтверждают, что фрекинг может привести к сильному загрязнению грунтовых вод. Важно отметить, что в этом штате произошёл нелегальный сброс сточных вод, который привёл к масштабному отравлению расположенных по соседству водозаборных скважин», – рассказал Специалист по вопросам защиты окружающей среды профессор Ричард Штайнер.

Инженеры университета Колорадо нашли дешевый способ очистки использованной воды – за счет микробов и с одновременным генерированием энергии. При ускоренном протекании микробных процессов нейтрализуются 98% солей и 75% органических соединений. Такую установку можно разместить непосредственно возле скважин — на площадках, где добывают нефть и газ.

За основу исследователи взяли химический принцип батареи. Микробы поедают углеводороды в сточных водах, производя при этом энергию, которая превращается в положительно и отрицательно заряженные электроды – те притягивают и удаляют растворенную в воде соль, что дает избыточную энергию, и она может использоваться для работы оборудования. Данные исследования были опубликованы в последнем выпуске журнала Environmental Science: Water Research & Technology.