Резолюция форума “Госзаказ-2015”, прошедшего в Москве под флагами Общероссийского народного фронта (ОНФ), посеяла тревогу в регионах. По сведениям “Ъ” – официального информационного спонсора прошедшего мероприятия, инициативы ОНФ способны во многом лишить региональные и местные СМИ государственной поддержки.

Сразу по сути: ОНФ предлагает оставить возможность для региональных властей оплачивать только информирование о выполняемых государственных услугах. Это для региональных и местных СМИ равносильно передаче капитану Джону Сильверу чёрной метки. Потому что лишение власти возможности субсидировать деятельность региональных/местных СМИ – это выбивание экономической базы существования СМИ, а попросту – выбивание табуретки из под ног приговорённого к повешению…

Сама идея сделать региональные СМИ менее  зависимыми от властей заслуживает всяческого одобрения и бесспорно найдет общественный отклик – как в журналисткой среде, так и среди читателей, однако тогда стоит признать, что за независимость самих СМИ придется платить конечному потребителю – читателю.

Сгущаю краски? Отнюдь. Говорить о самоокупаемости общественно-политических СМИ на территории автономного округа нельзя, если вы только не пишите скетч для выступления на КВН:

  1. Замещение бюджетного финансирования за счёт рекламных денег является утопией, на тему которой ДО КРИЗИСА можно было философствовать только в двух муниципалитетах Югры – Сургуте и Нижневартовске. Там хотя бы есть достаточная “кормовая база” для “свободных художников” от “Лейки и блокнота”. В прочих муниципалитетах её попросту не было и до кризиса.
  2. При существующих технологиях федеральные каналы вполне способны таргетировать рекламу в зависимости от территории вещания, отбирая те рекламные бюджеты, остатки которых ещё не доел кризис.
  3. Многозначительно кивать в сторону нефтяников наивно. В настоящее время повсеместно сокращаются инвестиции в основной капитал. А для вертикально интегрированных наднациональных корпораций, добывающих в автономном округе углеводороды, какая-то “районка” вряд ли входит в категорию “основного капитала” (тем более при развитой системе ведомственных массмедиа). Более того, сокращение “аборигенных” СМИ отвечает интересам нефтяников, пытающихся минимизировать траты на многие “необязательные” статьи расходов.
  4. Ко всему прочему автономный округ отличается большой территориальной протяженностью, климатическими условиями, отличными от оптимальных. Издержки на содержание сети дистрибуции, издержки на коммутацию сигнала непомерно велики. “Жечь глаголом” сердца людей в условиях Севера не только холодно, но и непомерно дорого.

Поэтому реализация обсуждаемых инициатив способна привести к выздоровлению больного… только за счёт “ампутации разных органов” процентов на 70 и переформатированию остальных в разновидность газеты для частных объявлений и бюллетеня по рекламе сомнительных услуг.

Во-вторых, а вообще речь про инициативу НАРОДНОГО ФРОНТА или про корпоративное лобби? Почему это вдруг важные социальные коммуникации в обществе описываются с помощью словаря либеральных политико-управленческих технологий – того самого “клиентелизма”, где население является потребителем государственных услуг? Хотелось бы думать, что роль региональных СМИ нельзя полностью описать с помощью “товарно-денежных” отношений. Или уже можно?

Кин-дза-дза

Складывается впечатление, что нужность региональных СМИ для Народного фронта равноценна нужности “скрипача”.

Ситуация напоминает эпопею по цифровизации телевизионного вещания. Цифровизация вещания вещь полезная? Не настолько, наверное, как борьба с коррупцией и злоупотреблениями власти, но нужная. И вот начинают ведомственные регуляторы в лице Роскомнадзора переводить отрасль на цифровые рельсы. Сформировали первый мультиплекс общедоступных федеральных каналов, продали места во втором мультиплексе коммерческим сетям, обозначали годовую цену вступления в третий мультиплекс для региональных каналов… от 6 до 12 миллионов рублей в зависимости от региона. Не можешь заплатить? Ну значит с точки зрения рынка – ты нежизнеспособен.

Только почему вдруг логика рынка стала логикой Народного фронта?