Предстоящий год станет экзаменом на аттестат зрелости не только для бизнесменов, но и для местной власти. Никогда еще малый и средний бизнес не работал в столь экстремальных условиях: покупательская способность населения резко упала, и в то же время из-за повышения ключевой ставки Центробанка значительно подорожали кредиты для предприятий.

Какова перспектива отечественного предпринимательства в регионах? Многие эксперты не скупятся на апокалипсические прогнозы, с другой стороны слишком часто звучат бодрые речи о перспективах, которые открываются перед отечественным производителем в связи с сокращением импорта.

Разговор с главой Нефтеюганского района Владимиром Семёновым начался с итогов недавнего опроса о состоянии административной среды для развития бизнеса.

Корреспондент. Владимир Николаевич, недавний круглый стол на тему «влияние административной среды на развитие бизнеса в ХМАО-Югре», который прошел в Нефтеюганском районе, и в организации которого Вы приняли активное участие, выявил что-то новое в отношениях власти и бизнеса?

Семёнов В. Н. Задача была не открывать очевидное, а дать реальную оценку, понять что имеем, и как этим распорядиться.

Сегодня главная забота местной власти  не эффективность, а выживаемость предприятий малого бизнеса, которые, кстати, почти всегда ориентированы на местный рынок, а значит  на наших жителей и гостей. Известно, что экономический кризис сильнее всего бьет по самым слабым. У крупного бизнеса другой масштаб потерь и другой уровень ватерлинии, ниже которой начинаются проблемы плавучести. И если откровенно, мы хорошо знаем, что флагманам индустрии всегда на помощь придет государство, а вот малые предприятия, несмотря на многочисленные разговоры, эту заботу ощущают редко.

Это большая проблема для всей современной экономики, и её никак нельзя назвать нашей отличительной чертой. Существуют международные исследования, в которых утверждается, что в среднем в развитых странах 40% руководителей бизнеса считают, что местные органы власти не заинтересованы в процветании малых предприятий.

Как бы там ни было, я всегда за диалог власти и бизнеса. Именно общение позволит найти оптимальную модель взаимодействия. Сегодня в Югре, наконец, заработала обратная связь в этой цепочке: власть-бизнес. Во многом благодаря окружному бизнес-омбудсмену Ольги Белоножкиной, которая изменила ситуацию в корне, заставив власть внимательно слушать представителей бизнес-сообщества. Поэтому сегодня все активные предприниматели почувствовали внимание к себе не только со стороны контролирующих органов, но и всех уровней власти.

Проблема помощи и поддержки малых предприятий не в плохих законах или недостатке средств, а в том, что сами предприниматели и зачастую даже местные власти не могут воспользоваться ресурсной и правовой базой для оптимизации товарно-денежных отношений в интересах самих бизнесменов, а в конечном итоге, в интересах потребителей.

В этой связи напомню слова Владимира Путина на совещании с главами субъектов Федерации «Современная экономическая и политическая повестка. Лучшие региональные практики». Президент сказал, что никак нельзя прекращать создание комфортной среды для малого и среднего бизнеса. При этом заметил, что сегодня сформирована правовая база на федеральном уровне, которая задает новые стандарты делового климата. Эти законы и документы должны работать на всей территории страны, а эффективность их применения напрямую зависит от инициативы и качества управления в регионах и муниципалитетах.

Корреспондент. У меня приготовлена прямая цитата, если позволите. Президент: «Нужно создавать благоприятные условия для их работы, настойчиво объяснять, какие преференции предприниматели смогут получить и на местном, и на региональном уровне».

Семёнов В.Н. Подготовлены очень конкретные меры  снижение фискального давления. Так же серьезно расширены ресурсы грантовой поддержки. Фактически, речь идет о создании максимально «тепличных» условий для развития предпринимательства.

Кор. И раз уж мы заговорили о недавнем круглом столе в районе, хотел бы процитировать Ольгу Белоножкину. Недавно окружной бизнес-омбудсмен опубликовала благодарность Вам за участие и организацию этого мероприятия: «Проведенная на высоком уровне организационная работа обеспечила возможность своевременного получения информации о проблемах бизнес-сообщества территории. Данные проблемы можно отнести к системным и затрудняющим предпринимательскую деятельность. Необходимо провести анализ экономического климата и административной среды во всех муниципальных образованиях».
В этой связи, вопрос  неужели среда и условия работы так поменялись, что требуется изучение вопроса?

Семёнов В.Н. Не просто поменялись, мы с вами живем в период, который во многом изменит бизнес-среду во всей стране.

Эти перемены по сути революционны, хотя вы не услышите большого шума, не увидите спецэффектов, но идет огромная, и в то же время кропотливая работа по созданию новых приоритетов и даже новых правил игры.
Переоценить нынешний диалог власти и бизнеса невозможно. Пришло время исправлений ошибок, если еще вчера можно было закрыть глаза на «некоторые недостатки», время позволяло в плановом режиме подойти к устранению различных перекосов в этой сфере, то сегодня это вопрос жизни и смерти, решение откладывать нельзя.

Не будет преувеличением, что сегодня от малого и среднего бизнеса зависит не только сфера услуг, то есть, бытовой комфорт местных жителей; по гамбургскому счету, это вопрос социального равновесия в регионах. В ближайший год на всех территориях процент безработицы, а значит  социальный климат будет во многом зависеть от местных предпринимателей, успешности малого и среднего бизнеса.

Наш регион имеет огромный промышленный потенциал, люди в основном заняты в крупных и средних компаниях, но и мы сегодня крайне озабочены сохранением предприятий в сфере обслуживания, в сельском хозяйстве. Если начнут останавливаться малые предприятия, процент безработицы в разных регионах будет колебаться от небольшого  до существенного. Поэтому задача органов самоуправления — помочь предпринимателям пережить сложные времена. В противном случае, муниципалитеты столкнутся с куда более сложными проблемами. Полумерами на этот раз не обойтись.

Кор. Налоговые каникулы?

Семёнов В.Н. В том числе. Подарок начинающим предпринимателям, сделанный с легкой руки Президента России.

На днях окружной законопроект был одобрен губернатором Натальей Комаровой. Согласно тексту предлагаемого проекта, преференциями в первую очередь смогут воспользоваться предприятия в социальной, научной и производственной сферах.

Кроме того, сегодня много говорится о такой перспективной модели как государственно-частное партнерство. Здесь на бумаге все настолько корректно по отношению к бизнесу, что я бы просто посоветовал молодым людям, у которых есть стартап  воспользоваться новыми возможностями и занять свою нишу.

Но главное, конечно, это меры по поддержке рынка труда. Мы сейчас очень активно мониторим ситуацию в районе, отладили работу с обращениями граждан, организовываем встречи и коллективные, и личные; могу сказать, что только за прошлый год количество граждан, принявших участие в прямом диалоге с властью превысило пять с половиной тысяч человек. Поэтому могу делать более или менее объективные выводы о том, что сегодня волнует людей.

Сегодня нужно более четко адресовать систему социальных пособий для поддержки незащищенных слоев, увеличить скорость принятия решений, и параллельно отстроить, я бы сказал, более гибкую систему льгот для социально ориентированных предприятий. Я бы назвал это дополнительным пакетом антикризисных мер.

Кор. На повестке дня  стимулирование потребительского спроса. Об этом говорят все экономисты правительственного блока, но одной индексацией пенсий эту проблему не решить.

Семёнов В.Н. Индексировать доходы необходимо, особенно для незащищенных слоев. Но гораздо более сложная задача по поднятию покупательской способности населения состоит в том, чтобы сдерживать цены за счет снижения себестоимости продукции. И делать это надо не административными мерами, а созданием режима благоприятствования.

У нас, как и повсеместно, малые предприятия в основном создаются в сфере торговли, мелкого производства, по предоставлению различных бытовых услуг, кроме того, мы достаточно много производим сырья, но мало перерабатываем. И если торговля еще как-то справляется с ростом стоимости кредитов, промышленные и сельскохозяйственные предприятия долго не выдержат банковского давления.

Поэтому необходимо максимально использовать уже известные механизмы: открывать предпринимателям доступ к финансовым ресурсам с помощью Агентства кредитных гарантий, а так же субсидировать процентные ставки по кредитам. Это первый комплекс мер.

Второй круг острых вопросов состоит в том, что курс рубля пошатнул всю систему закупок; предприниматели не понимают, как фиксировать этот курс в товарах, как формировать отпускную цену. Но это вопрос макроэкономических отношений.

А вот третий пакет срочных мер для бизнеса  то, что по силам региональным властям, что требуется сделать незамедлительно: ускорить выдачу всякого рода разрешительной документации, сократить сроки подключения тех же строительных объектов к инфраструктуре.

На днях губернатор Югры Наталья Комарова провела срочное заседание совета по вопросам развития инвестиционной деятельности в округе, на котором было четко заявлено, что в ближайшие три года планируется в два раза уменьшить количество процедур для получения разрешения на строительство, и в шесть раз сократить предельный срок прохождения кабинетных согласований. По поручению главы региона типовой регламент по прохождению процедур должен быть разработан и согласован до 25 февраля.

Думаю, мы сегодня, благодаря налаженному диалогу с бизнесом, довольно четко представляем круг проблем и главное  пути их решения.

Вопросы задавал Антон Хуторян.

Print Friendly, PDF & Email