Правительство России согласовало очередную программу переселения соотечественников. Заплутавших на чужбине выходцев из СССР в 2015-17 году планируется расселять в Рязанскую область.

«Реализация подпрограммы позволит увеличить трудовой потенциал Рязанской области, что будет способствовать ее социально-экономическому и демографическому развитию», — говорится в документе.

Увы, но итоги очередной попытки привлечения соотечественников в родные пенаты можно представить уже сегодня, благо попытка не первая.

Процитирую статью В.В. Путина от 2012-го года:

«Для решения демографических проблем объективно потребуется “умная” миграционная политика, построенная на четких требованиях и критериях, исключающая потенциальные этнокультурные и другие риски. Нужно будет обеспечить миграционный приток на уровне порядка 300 тысяч человек в год. В первую очередь за счет привлечения на постоянное жительство в Россию наших соотечественников, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье, квалифицированных иностранных специалистов, перспективной молодежи. У нас уже была запущена программа по переселению в Россию соотечественников. Скажем прямо — она сработала неэффективно. На новом этапе развития страны мы должны вновь вернуться к этому вопросу и разработать гораздо более действенный и масштабный набор мер поддержки людей, которые хотят вернуться на свою историческую Родину».

Очень верные и правильные слова — однако воз и ныне там. По данным ФМС на 1.10.2014 принято всего 130,9 тысяч соотечественников (280,6 тыс. с членами семьи). А вот в КНР, например, только за 2010 г. вернулись 632 тыс. высококвалифицированных специалистов, ранее оставшихся на ПМЖ на Западе после окончания учебы.

Китай и США

Если посмотреть статистику со времени, когда жителям Китая разрешили выезжать на учебу за границу, то всего из 2,24 млн, выехавших за границу после 1978 г., к 2011 г. вернулись на родину 818,4 тысяч — практически треть. В 2011 г. на учебу убыло 339,7 тыс. человек, вернулось — 186,2 тыс. КНР имеет всеобъемлющую и многофункциональную систему по возвращению на китайцев, получивших образование за рубежом, деятельность в этом направлении координируется Государственным управлением по делам иностранных специалистов КНР. Так, в зонах технологического развития городов создаются «технопарки для открытия бизнеса», нацеленные на «бизнес-инкубаторы» высоких технологий, обеспечиваемые налоговыми и другим льготами. В 2009 г. действовало около 70 «бизнес-инкубаторов», в 2011 г. — 150, а к 2015 г. запланировано 200 стартовых «бизнес-инкубаторов», которые объединят около 15 тыс. предприятий, созданных участии репатриантов, причём планируется привлечь не менее 0.5 млн специалистов из числа зарубежных китайцев.

Важно отметить, что Китай гарантирует специалистам-репатриантам обеспечить их интересы, а не просто обещает.

В чем же причина провала программы в РФ?

Конечно, можно долго говорить о том, как выделенные средства разворовывают, как не хотят исполнять программу (к ней присоединились не все регионы), как чиновники на месте относятся равнодушно и не спешат помогать и т.д. и т.п. Но проблема в том, что программа имеет именно стратегические просчеты и не будет работать никогда.

Взглянем, куда собираются переселять участников программы. К приоритетным теориям заселения на 2014-15 годы соотечественников относятся: «1. Республика Бурятия 2. Забайкальский край 3. Камчатский край 4. Приморский край 5. Хабаровский край 6. Амурская область 7. Иркутская область 8. Магаданская область 9. Сахалинская область 10.Еврейская автономная область». Вот на карте наглядно:

Приоритетные территории заселения на 2014-15 годы

Теперь смотрим на уже мониторинг реализации Программы на III квартал 2014 года (последние опубликованные данные в настоящий момент):

Мониторинг реализации Программы на III квартал 2014 года

Разница между «куда посылают» и «куда хочется» наглядна. В уже упомянутом Китае, в котором существует жесткий паспортный режим, его ограничения не распространяются на репатриантов: уехал из деревни, вернуться можешь хоть в Шанхай.

Уже почти слышу возмущения вида «да скажите спасибо, что вас вообще принимают, а тут еще наглеют и все хотят исключительно в Москву!». И вот это — главная психологическая причина того, что русские, неожиданно для себя оказавшиеся за рубежом, хотя вчера еще ложились спать на Родине, не так уж жаждут участия в программе. Дело не в Москве. Помните, Столыпин хотел облагодетельствовать крестьян и как те этому сопротивлялись? Русский человек традиционно имеет менталитет земледельца, он привязан к месту: «где родился, там и пригодился». Конечно, есть и первопроходцы, и освоители новых земель, и переезжающие в крупные города обучаться… Но основная масса народа не имеет стремления уезжать с малой родины — для этого должны быть очень веские причины. Те же, кто составлял программы переселения, явно имел либеральный склад мышления, не предусматривающий привязок к чему-либо.

Чтобы русские приезжали в Россию они должны чувствовать, что они нужны Родине. Что их ждут, онивернутся на Родину, а не просто переедут в РФ на ПМЖ. Это не значит, что вокруг надо вытанцовывать, забрасывая подарками, но переселенец должен сразу же ощутить себя «на земле», обрести новую малую родину. И тут против такого ощущения действует даже положение о том, что все льготы дают лишь в том случае, если переселенец постоянно остается жить в том регионе, куда переехал. Нет, это не значит «всех в Москву и подарить по квартире!», но при этом «привязка» — это психологически не возвращение на Родину, а вынужденное переселение по контракту. Совсем другое восприятие.

И самое главное: программа переселения не дает гражданства

Если человека Родина действительно ждет — то гражданство должно выдаваться автоматом и сразу. А на практике дается лишь упрощение процедуры: сначала временное проживание, затем вид на жительство, и уж потом можно подать заявление на российское гражданство, которое тоже будет рассматриваться… И при этом необходим отказ от гражданства страны, из которой приехали.

Кто согласится на такие условия? Квалифицированные, финансово независимые соотечественники поедут из стран Европы и США, отказались от соотв. гражданства — и в Магадан? Что-то сомневаюсь. Чтобы программа переселения соотечественников работала и действительно приносила пользу, необходимо в принципе менять ее концепцию.

Она должна быть, с одной стороны, ужесточена: не «любой отдаленный предок», а лишь личное проживание на территории России во времена РФ или СССР; возможен переезд с детьми — но не всей семьей в ассортименте; строгие требования к знанию языка, пониманию и принятию культуры, образовательному уровню и т.д. При этом не требуются какие-либо специальные законы в плане национальной принадлежности: если культурное единство лишь напоказ, то соответствующие экзамены претендент должен просто не пройти.

С другой стороны, если кандидат подходит, то ему должно автоматически предоставляться российское гражданство, даже с сохранением предыдущего, чтобы мотивацией было «хочу попробовать», а не «терять нечего, где наша не пропадала».

Четкие требования и критерия, исключающие этнокультурные и другие риски, как верно сказал В.В. Путин.

А теперь зададимся вопросом: ладно, почему программа не работает — понятно, но почему программу пишут именно так? Оставим конспирологию «специально вредят»: то, что можно натворить из добрых побуждений, зачастую куда хуже. Вот и в данном случае хотят одним выстрелом убить двух зайцев: а давайте решим сразу и проблему репатриации соотечественников, и демографическую проблему Дальнего Востока!

Конечно, проблема уменьшения населения Дальнего Востока остро актуальна, и уже даже собираются давать возможность российским и иностранным компаниям, чьи предприятия расположены на территории ДВР, завозить иностранную рабочую силу сверх установленных квот, и глава ФМС Константин Ромодановский заранее «не видит угрозы в притоке мигрантов из Китая и Вьетнама в Россию», поскольку «Граждане Китая довольно законопослушные. Они великолепные специалисты, они хорошо управляются своими бригадирами, своей диаспорой».

Да, возникает резонный вопрос «зачем нам китайская диаспора» — и хорошо бы заселить ДВР своими репатриантами.

Все верно, но далеко не всегда «универсальное решение» оказывается оптимальным. Репатриация и решение демографической проблемы регионов недопустимо смешивать — таким образом проблему не решить. Почему китайцы возвращаются в КНР? Потому что их там ждут. На деле, а не на словах.

Категорически недопустимо смешивать программы, они требуют разного. Программа репатриации соотечественников должна максимально упрощать получение гражданства тем, кто решает вернуться на Родину.

Программа восстановления демографической ситуации Дальневосточного региона должна способствовать переселению граждан РФ в ДВР через предоставление льгот, зарплатных коэффициентов и др. Если кто-либо, получив гражданство РФ, захочет поселиться на территории ДВР — замечательно, но эти процедуры должны быть независимы.

Кроме того, подход должен быть комплексным: важно не только привлекать обратно на Родину ученых, квалифицированных специалистов и другие категории населения, уехавшие на Запад (многие в 90-е — по сути почти вынужденно), то по отношению к территориям, ранее входившим в СССР, необходимо поддерживать русскую диаспору на месте, продвигать русскую культуру. Что получается, это игнорировать эту задачу — наглядно видно на примере Украины. Если поддержать соотечественников в ближнем зарубежье сейчас, то возвращаться на потерянные в результате предательства в конце XX-го века земли будет намного проще.

При этом создание при государственной поддержке общественных организаций, которые будут организовывать общение между соотечественниками за рубежом и россиянами, включая репатриантов, что будет оказывать положительное влияние на их потенциальное решение вернуться на Родину: личный пример в такой области очень важен.

Источник – politrussia.com

Print Friendly, PDF & Email