Опубликованы данные Минфина по состоянию государственного долга в разрезе субъектов Российской Федерации. “Разрез вскрыл” простую истину – все мы предпочитаем жить за счёт будущих поколений…

Совокупный объем государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований на 1 января 2015 года по данным Минфина составил немногим больше 2 триллионов рублей. При этом надо понимать, что консолидированный бюджет регионов (без учёта федерального бюджета) составляет чуть менее 8 триллионов рублей.

Эта “космическая” сумма распределена по федеральным округам неравномерно:

Федеральный округ Сумма долга, тысяч рублей
Центральный федеральный округ 578 466 547
Приволжский федеральный округ 476 726 967
Сибирский федеральный округ 269 027 615
Южный федеральный округ 234 588 201
Северо-Западный федеральный округ 206 411 930
Уральский федеральный округ 134 148 404
Дальневосточный федеральный округ 118 371 439
Северо-Кавказский федеральный округ 71 296 768
Всего по России 2 089 037 875

Как видим – Уральский федеральный округ не в числе самых активных заёмщиков*. При этом стоит учитывать неравномерность численности федеральных округов (и их доходов), а также особое положение некоторых регионов, чьи потребности в дополнительных финансовых средствах могут покрываться прямыми субвенциями из федерального центра.

Среди субъектов абсолютный лидер Москва, своим долгом в 162 миллиарда рублей вполне оправдывающий классические строчки “…Дорогая моя столица, Золотая моя Москва…”. Чуть-чуть от “златоглавой” приотстал Краснодарском край, набравший кредитов на 136 миллиарда рублей. Но если для Москвы доля долговой нагрузки от дохода составляет чуть более 20%, то для Краснодарского края – все 135%… Среди бессребреников и нестяжателей Сахалинская область и Ненецкий автономный округ – они вообще не имеют государственных долгов.

Наиболее серьёзная долговая ситуация сформировалась в Южном федеральном округе, в котором сводная доля долга от дохода составляет 93%. У 17 субъектов долг по отношению к доходам составляет более 100% (по доходам взяты доступные цифры годичной давности, но при этом надо понимать, что коррекция по итогам 2014 года возможна, по большей части, в сторону уменьшения доходов).

коллекторыПо субъектам Уральского федерального округа долговая зависимость распределена неравномерно:

Субъект Уральского федерального округа Сумма долга, тысяч рублей В % от дохода консолидированного бюджета (по состоянию на 01.01.2014)
Курганская область 7 728 873 47,4
Свердловская область 49 660 666 51,6
Тюменская область 319 457 0,3
Челябинская область 26 853 790 41,0
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра 14 493 652 14,2
Ямало-Ненецкий автономный округ 35 091 965 46,4
Всего по федеральному округу 134 148 404 30,4

Югра со своими 14 миллиардами рублей в этом списке не в первых рядах желающих жить за чужой счёт, хотя и к “скромникам” её не отнесёшь. Впереди Ямал, Свердловская и Челябинская области. При этом в эйфорию впадать не стоит – у нас ещё плюсом на 3,5 миллиарда муниципальных долгов.

Соотношение долговых обязательств к объёму доходов – это важнейшее мерило эффективности регионального руководства. Обращает на себя внимание лидерство губернатора Ямала Дмитрия Кобылкина, только в последнем рейтинге уступившем своё многолетнее первенство в рейтинге эффективности губернаторов. Но государственный долг Ямала составил 35 миллиардов при 75 миллиардов доходов (на 1 января 2014 года), то есть долг составляет 46% от доходов! При таком соотношении не то что возвращение долга – само его обслуживание становиться проблематичным. То есть уважаемыми московскими экспертами замысловатая монетарная политика нашего северного соседа не принимается в расчёт при “раздаче всем сёстрам по серьгам”. Остаётся не ясным – виной тому глобальные инфраструктурные проекты, реализуемые на Ямале, или причины иного рода.

Тюменская область набрала 319 миллионов долгов – что является более чем скромным результатом. Предположительно, политические возможности области покрывать свои потребности из альтернативных источников позволяет объясняет этот феномен:

…Тюменский губернатор получает дополнительную страховку в заинтересованности округов в программе «Сотрудничество» и других интеграционных начинаниях области в непростые для всех времена. Правда, в законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти…» основные государственные полномочия и без этого закреплены за «материнским субъектом». Но полезных инструментов должно быть много…

Выводы:

  1. Долговая нагрузка Югры на текущий момент не кажется чрезмерной по сравнению с ближайшими и дальними соседями.
  2. При этом надо понимать, что впереди “маячит” сокращение доходов при одновременном росте региональных и муниципальных долгов. Обслуживать долг будет всё сложнее и сложнее.
  3. По стране в целом картина более мозаичная. Хорошо, что у федерального центра есть понимание и политическая воля долговую нагрузку на регионы облегчать.
  4. Кому-то по сравнению с ситуацией “за океаном” наши кредитные реалии могут показаться безобидными. Но надо чётко понимать, что Россия – это не мировой гегемон, а рубль – не резервная валюта. Поэтому лучше нам жить по средствам.

 

* По Крыму и Севастополю данные отсутствуют.