На прошлой неделе состоялось рассмотрение обращения фармацевтов Югры на действия федеральных сетей. Разбор непростого вопроса проходил в формате заедания Делового совета по медицине Югры при Торгово-промышленной палате с участием уполномоченного по защите прав предпринимателей в Югре Ольги Белоножкиной.

Коллективное обращение, ставшее предметом обсуждения, живописует наступление федеральных торговых сетей, на этот раз, – фармацевтических. “На этот раз” поскольку победоносное наступление федеральных сетей розничной торговли на регионы началось не вчера. Давно привычным атрибутом нашего пейзажа стали не только кедры и нефтяные вышки, но и разные “молы” и “аутлеты” с узнаваемыми вывесками: “М-Видео”, “Монетка”, “Лента”, “Эльдорадо”… Наступление то победоносное, вот только наша ли эта победа?

В докладе “О результатах деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе—Югре в 2013 году” впервые в качестве системной проблемы названо взаимодействие местных товаропроизводителей с федеральными и региональными торговыми сетями.

Подписанты, среди которых больше десятка местных фармацевтических предприятий, предсказывают некоторые, достаточно неприятные, последствия от этой “Пирровой Победы”:

  • Во-первых – это уход налогов “по порту прописки”, то есть в “дорогую мою столицу”. Это обстоятельство становится особенно болезненным в период экономических спадов и кризисов.
  • Во-вторых, получение федеральными сетями лучшего расположения торговой точки приводит к недобросовестной конкуренции с местными бизнесменами. Ведь большие сети – это большие возможности… Сетям важны объёмы и трафик. Доступностью лекарственного обеспечения для отдалённых районах населённого пункта никто “заморачиваться” не будет.

Для потребителя приход сетей имеет и светлые стороны – падают цены. Правда, эти светлые стороны, как и медали, имеют другие стороны. Как сказано в обращении – федеральные сети подозреваются в “необоснованно-низких цен на лекарственные препараты, реализуемые в сетевых аптеках”. Стоит заметить, что в фармацевтике контрафакт это не просто ущемление чьих-то авторских прав – это здоровье, а то и жизнь потребителя.

Ошибочно было бы предположить, что целью обращения предпринимателей являлось желание рассказать широкой общественности об изнанке большого бизнеса. Подписантов бы вполне устроила разработка регламента размещения аптек и аптечных пунктов на территории населённого пункта, который бы рассадил “всех пташек по жёрдочкам”. “Жёрдочки” предлагается расставлять не менее 300 метров друг от друга. Вот только федеральную сеть просто так не шесток не усадишь – уж больно птичка жирная.

Дмитрий Медведев 3 февраля на антикризисном совещании сообщил мнение экспертов, которые предрекают 20-процентный рост цен на лекарства в текущем году.
Print Friendly, PDF & Email