Первым ударом по статусу Украины, как главного европейского партнера в поставках энергоносителей, стало создание «Северного потока». Однако в ближайшие годы Украина может и вовсе исчезнуть с энергетической карты Европы. Транзитный контракт с Украиной заканчивается в 2018 году.
Объем долга Украины перед российским «Газпромом» достигает 2,44 млрд долларов, а скромная рассрочка платежей вряд ли восстановит репутацию страны в качестве надежного транзитного партнера, пишет Oil Price.
Еще вчера, когда «Южный поток» был жив, Россия собиралась поставлять в Европу до 63 млрд кубометров «голубого топлива» ежегодно, планируя к 2018 году полностью отказаться от транзита газа через Украину.
Не секрет, что «Южный поток» был во многом политическим проектом.
Именно поэтому он стал объектом ожесточенной критики. Неожиданно, Россия слишком легко пошла на уступки, отказавшись от проекта.
Пока поставки газа в Европу идут в обход Украины в основном по «Северному потоку», мощность которого составляет 55 млрд кубометров, через Балтийское море, а также по газопроводу Ямал — Европа, мощность которого составляет 33 млрд кубометров – через Белоруссию.
Простая арифметика: «Газпром» собирается перенаправить по «Турецкому потоку» не менее трети поставок для Европы.
Европа пока может себя чувствовать невестой на выданье, передел газовой транспортной системы происходит в её интересах. Украина на обочине, Болгария на бобах, Стамбул все меньше стремится в члены ЕС, находя все больше плюсов в своем нынешнем положении, Россия вынуждена в не самый простой период инвестировать огромные капиталы в новые дорогостоящие проекты взамен старым… и все это из-за политических амбиций Москвы и Киева?
Возможно, это как раз тот случай — по нашей старинной поговорке — не было бы счастья, да несчастье помогло.
По признанию аналитиков, новая экспортная стратегия России в отношении Евросоюза рассчитана на более дальнюю перспективу, она, в отличие от предыдущих проектов, намного серьезнее сбалансирована из-за возможной диверсификации поставок газа. Главное внимание России теперь обращено на азиатские рынки. Впервые на главное место в долгосрочном проекте выходят не легко просчитываемые выгоды, а дальние геополитические цели, которые закладывают фундамент для дальнейшего продвижения России не только на Запад, но и на Восток, — в качестве главного энергетического партнера.
За счет перенаправления газового потока на юг и восток, Киев перестанет быть партнером при транзите газа для всех. Строительство газового хаба на турецко-греческой границе изменит всю карту поставок в Европе. Попутно, это еще может привести к снижению роли австрийского хаба Баумгартен, который в настоящее время является основным газораспределительным центром региона.
В итоге, Болгария оказалась за бортом нового глобального проекта.
Мощность «Турецкого потока» — до 63 млрд кубометров газа в год.
Потери российской стороны от отказа от проекта «Южный поток» минимизированы: 660 км новой транспортной системы — это коридор, по которому планировался «Южный поток», плюс 250 км по новому маршруту в направлении европейской части Турции.
Россия будет максимально использовать ранее построенную инфраструктуру.
Предполагается, что газопровод позволит диверсифицировать поставки российского природного газа в Европу и главное — снизить зависимость поставщиков и покупателей от «посредников», в частности, от Украины.
Однако это российско-турецкое предложение самой Европе, как капризной невесте – “не очень-то по душе”, хотя она сама сделала все возможное чтобы отвергнуть «Южный поток».
Однако вряд ли Брюссель сможет повлиять на Россию по поводу поставок через Украину, тем более что это будет стоить Европе слишком дорого — придется субсидировать Украину «реверсными поставками». Газ перестанет быть для Европы доступным.
Особенно это сложно сейчас, когда в самой Европе признают, что Украина находится на грани суверенного дефолта и неоднократно «отбирала» транзитный газ для собственных нужд.
Фото: pravdoryb.info