Причина нежданной радости основывается на нескольких постулатах:
- Пик добычи нефти (по крайней мере – лёгкой) пройден. Увлечение сланцами и прочими “баженами”, повальный интерес к арктическим шельфам взялись из неоткуда не сами по себе.
- Потребность в энергоресурсах растёт с ростом населения. Кто-нибудь слышал об остановке роста населения?
- Но потребление “ужимается” в периоды кризиса за счёт “выпадения в осадок” реального сектора.
- “Ужимание” потребления энергии без смены энергоуклада небесконечно. Все мы привыкли к освещённым улицам, личному транспорту, лифтам, кондиционерам и пр. При отказе от этих благ добровольцев будет немного… А население то растёт…
- Добыча нефти – сам по себе процесс энергозатратный. КПД, особенно для “тризов”, минимально.
- А эти “тризы” ещё и найти надо. Приплюсуйте сюда ещё затраты на геологоразведку.
- Затраты то мы все плюсуем, а как насчёт того, чтобы оплатить счета в условиях кризиса и валютной неразберихи? При кризисной оптимизации режется социалка и инвестиции в основной капитал, читай применительно к добыче углеводородов – геологоразведка и обновление инфраструктуры.
- Велика вероятность того, что ослабевший в кризисе ТЭК, “доевший” все разведанные запасы, ни энергетически, ни технологически, ни кадрово не будет способен обеспечить возрастание спроса в среднесрочной перспективе (экономика оклемалась, ну или просто нас стало больше на пару-другую миллиардов). Именно на таких предпосылках основываются прогнозы про 200 долларов за баррель.
Поэтому на сегодняшний день существуют некоторые причины, чтобы глядеть на перспективы ТЭК-а с минорным прищуром.
Но на «правительственном часе» в Госдуме Сергей Донской смог “развести боль руками” и разгладить морщины на лицах всех записных скептиков.
Министр сообщил, что инвестиции в геологоразведку увеличились до 346 миллиардов рублей в год. Большие суммы воспринимать и оценивать сложно – всё равно как представить в километрах расстояние до Тау Кита, но министр привёл вполне “осязаемый” параметр:
При этом устраивать всенародные ликования пока преждевременно, ибо:
- Да, ухудшение качества минерально-сыревой базы. Секрет Полишинеля – это не козырный туз, чтобы его прятать в рукаве.
- Кадры – “…измельчала земля русская…”.
- Отсутствие отечественных технологий – низкопроницаемые коллекторы такие низкопроницаемые…
- …и прочие негативные тренды, из-за которых бюджетного осетра придётся урезать ещё не раз. Финансирование ГРР в 2015 году снизится.
Побеждать всех врагов Минприроды будет с помощью таких манёвров:
- Нашу потрёпанную в боях роту усилят дивизионными резервами – “…поддержание уровня добычи полезных ископаемых в обустроенных регионах…” (это про нас). Поддерживать
штаныуровень добычи будут снижением административных и налоговых нагрузок. - Глубоко в тыл противника закинут ДШБ – министерство сконцентрируется на геологическом изучении 5-ти перспективных зон (это уже не про нас).
- Вражеская гвардия будет побеждена новым чудо-оружием – ведомство всерьёз намерено взяться за “тризы”. Помимо налогового стимулирования здесь предполагается отработка
боевого слаживанияновых технологий на базе опытных полигонов, ускоренныйввод в бойпорядок недропользования для независимых инновационных компаний.
Остаётся добавить, что победа, как всегда, будет за нами. Куда ж ей деться?