На 72-й церемонии вручения премии «Золотой глобус», которая состоялась в ночь на 12 января в Лос-Анджелесе, фильм российского режиссера Андрея Звягинцева «Левиафан» стал обладателем премии «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
В своей номинации российская картина по мнению кинокритиков опередила очень серьезных конкурентов, представленных международному жюри в этом году: «Иду» Павла Павликовского (Эстония), «Мандарины» Зазы Урушадзе (Грузия), израильскую драму «Гет: Процесс Вивиан Амсалем» режиссеров Ронит и Шломи Элькабец, а так же «Форс-мажор» Рубена Эстлунда (Швеция).
Это не первая награда российской киноленты. Весной прошлого года фильм получил приз Каннского фестиваля за лучший сценарий.
Следующий ожидаемый шаг – номинация на Оскар, картина уже вошла в шорт-лист.
Фильм ожидается в российском прокате не раньше февраля. Как и все талантливое, фильм не будет воспринят однозначно зрителем, о чем свидетельствуют и различные мнения кинокритиков.
Андрей Плахов (Коммерсант.ru): Фильм и правда замечательный: большое кино — талантливое и смелое, свободное и бескомпромиссное. С матом, который слушается как музыка и придется переварить как самый невинный из пороков. С поразительными пейзажами русского Севера, сурового Баренцева моря, из недр которого в самый драматический момент совершенно естественно является кит — библейский Левиафан. С виртуозным сочетанием высокой и низкой образности. С юмором, который раньше вроде не входил в число добродетелей Звягинцева: в течение первой половины просмотра зал много раз заходился от хохота, прежде чем впасть к финалу в эмоциональный ступор.
Мария Разлогова (newlookmedia.ru): «Смешав в гремучий коктейль перечисленные тексты и сюжеты, Звягинцев изобрёл велосипед. Режиссёр сам не заметил, как скопировал все мыслимые криминальные штампы российского кино и телевидения 90-х годов прошлого века. Международному жюри все это, вероятно, в новинку, но отечественный зритель такого возврата в прошлое никак не ожидал».
Леля Смолина (gq.ru): «Прямое и жесткое высказывание о сегодняшней России в кино. Высказывание конкретное, глубоко укорененное в реальность, и одновременно гораздо более, нежели эта реальность, сложное».
Антон Долин (vozduh.afisha.ru) «У «Левиафана» невероятно мощный финал — и разрушительно трагический. Сейчас стало окончательно ясно, что жанр Андрея Звягинцева — трагедия, в нем он достигает высот почти античных. Невзирая на это, на выходе из зала я ощутил что-то вроде счастья. Просто потому, что в России, оказывается, может быть снято настолько совершенное и при этом настолько смелое кино».
Игорь Игрицкий (lenta.ru): «Если отечественный зритель уже успел устать от фильмов и сериалов, где героями выступают бандиты, менты, адвокаты, коррумпированные чиновники, алкаши и люмпены, западному зрителю такого рода материал может показаться самым что ни на есть актуальным. Современная Россия предстает такой, как она рисуется в «Левиафане», почти во всех иностранных СМИ. Разговоры с коллегами, кому этот фильм кажется главным претендентом на «Золотую пальмовую ветвь», создавали стойкое ощущение, что восторги сопутствуют не художественным достоинствам ленты, на мой взгляд сильно уступающей предыдущим работам Звягинцева, особенно в части актерской игры (достаточно сказать, что Мадянов в сотый раз играет одну и ту же роль вечно пьяного коррупционера), а ее общественно-политическому пафосу. Это заметно и по реакции западных журналистов, чьи вопросы к режиссеру концентрировались в основном на отношениях художника с властями».
поделиться: