Дословно, интересующей нас, пассаж от живого классика звучит так:
Не смотря на безадресность обращения, формулировка никого не должна вводить в заблуждение – совершенно точно нам “рассматривать данные вопросы” не придётся. Если надо – рассмотрят без нас.
А автономные округа с их 2% титульного народонаселения как раз, по замыслу Евгения Примакова, принадлежат к категории субъектов, чья автономия должна подлежать демонтажу.
Зачем тема объединения вводится накануне решения вопроса с губернаторством автономных округов? Понятно, что тема объединения автономий давно стало жупелом, но таким жупелом, на котором до сих пор можно наработать политический капитал.
Федеральный центр спорадически вбрасывает эту тему в публичное пространство, при этом не предпринимая шаги по форсированию ситуации. Его поведение напоминает хищника, который, облизываясь, ходит вокруг жертвы всё сужающимися кругами.
Традиционные контр-доводы, обычно приводимые противниками объединения, как-то:
- Опасность разрушения, сложившейся в автономиях, системы поддержки коренного населения
- Повышение вероятности осложнений коренного населения с хозяйствующими субъектами
- Понижение уровня жизни коренного населения
- Усиление негативных демографических тенденций в среде коренного населения
- …пр.
…федеральный центр не остановят. Даже поссорится на этой почве с каким-нибудь Советом Министров Северных Стран ЕС на фоне нынешних отношений с Европой, давно переставших быть томными, не страшно ни капельки.

Сохранение чьего-либо культурного разнообразия в настоящее время мало волнует капитанов большой политики в бурном море экономического шторма.
То же самое с доводами “за”:
- Сокращение чиновничьего аппарата/Оптимизация аппарата управления
- “Консолидация сил” для лоббирования интересов региона на федеральном уровне
- Увеличение доходов муниципалитетов за счёт упразднения “лишнего” регионального уровня власти
- …пр.
– это не та “вишенка”, которая может интересовать федеральный центр.
Просто надо понимать, что “объединения” ради “объедения” в прагматических подходах администрации президента вряд ли может быть. Нажимать кнопку “объединение” можно только в контексте решения политических задач более высокого уровня.
С одной стороны будировать “брожение умов”, которое неминуемо вызовет объединение, – это “сыпать соль на рану”, образованной на каркасе устойчивости регионов, раскручивающимся экономическим кризисом. А сохранение стабильности, не смотря на банальность формулировки, – это как раз одна из таких политических задач более высокого уровня, определяющих альфу и омегу внутренней российской политики.
С другой стороны объединение округов с областью – это не только упрощение схемы управления, но и:
- Интересы крупнейших хозяйствующих субъектов, переживающих не самые лучшие дни в связи с падением цен на добываемые углеводороды
- Изменение политического веса не только заинтересованных губернаторов, но также и синклита из фигур влияния, стоящих за губернаторами
Поэтому “математический” подход Евгения Примакова вряд ли применим к Югре. Хотя этот тезис и не означает иммунитет автономного округа к объединительным инициативам федерального центра. Игра в “кошки и мышки” продолжается, и, по крайней мере, всем понятно – кто “кошка”…
Фото National Geographic