Вполне вероятно, всё растущей “технологичностью” можно объяснить волну ремейков и франшиз, которые с быстротой приливной волны заполняют кассовый сегмент кинорынка.
И хотя сами творцы бьют в набат, что дескать грядет конец артхаусу, потому как у капитанов киноиндустрии падает спрос на оригинальные идеи и самобытное творчество, перенасыщенность кинорынка говорит, что мировой кинематограф переживает золотые времена.
Кино по-прежнему объединяет не только любителей попкорна, ну и всех неравнодушных по обе стороны санкционных баррикад.
Хотя справедливости ради — свежий курс национальной валюты не предрекает отечественным кинематографистам больших проектов в наступающем году.
Правда, 15 декабря, на вчерашней встрече с депутатами Госдумы от КПРФ глава Минкульта отметил, что был некорректен, имея в виду острое словцо из собственного выступления, которое тут же подхватили блогеры.
Одним словом, старт подведению итогов кинематографического года положен.
Стоит начать с культового списка, которое ежегодно представляет главное киноманское издание Cahiers du Cinéma.
В 2014 году французских кинокритиков больше всего поразила криминальная трагикомедия Брюно Дюмона “Малыш Кенкен”. Кроме Дюмона в списке присутствуют Кроненберг, Миядзаки, Долан, Сакс, Кавалье, Сан Су. Ну и куда же без Триера и Годара.
Однако традиционно первым публикует версию собственного рейтинга журнал Time. Список не претендует на объективность, если вообще можно говорить о таком критерии в кино, тем более — авторском. Кстати, в том числе и поэтому ожидать в этом списке российских лент — по крайней мере, наивно.
Обозреватели журнала смело и ожидаемо объявляют фильмом года “Отель „Гранд Будапешт”. Это комедия с элементами буффонады от Уэса Андерсона. Фильм и на самом деле заслуживает того, чтобы получить полтора часа удовольствия в кинозале. Великолепно поставленная и умело сделанная история, которая якобы случилась в преддверии Второй Мировой Войны в неком „театрализованном“ отеле „Гранд Будапешт“.
На втором месте — новаторская картина Ричарда Линклейтера „Отрочество“. Очень редкий, если не единственный в своем роде опыт съемок персонажей постановочного кино на протяжении одиннадцати лет.
Почетное третье место на пьедестале досталось подростковому мультику „Лего. Фильм“ режиссеров Фила Лорда и Кристофера Миллера. Выбор, прямо скажем, странный…
На четвертом месте, неожиданное „изделие“ Люка Бессона „Люси“ со Скарлетт Йоханссон в главной роли. Сюжет и стилистика картины, если честно, больше рассчитаны на подростковую аудиторию.
Вслед за названным кинолентами, на пятое место (почти оскорбительно для классика) журнал ставит артхаусный и абсолютно эстетский фильм Жан-Люка Годара “Прощай, речь”.
Нельзя не отметить фильм Ходоровского “Дюна”, который в списке идет следом. Это рассказ о том, как создавался так и не созданный суперэпос Алехандро Ходоровского по роману Фрэнка Херберта. Документальная картина дебютировала на Каннском фестивале 2013 года.
Перечень худших кинофильмов года по версии журнала Time:
“Смешанные”
“Миллион способов потерять голову”
“Мужчины, женщины и дети”
“Блондинка в эфире”
“Типа копы”
“Геракл: Начало легенды”
“Любовь сквозь время”
“Реальная белка”
“Превосходство”
“От ненависти до любви”.
Чуть больше объективности в список всего лучшего за 2014 год вносит десятка портала Box Office Mojo. Критерий самый простой и потому «железобетонный» — кассовые сборы. Разумеется только в США. О том, что предпочитает средний американец можно судить по тому факту, что в первой десятке — сплошь фэнтези и фантастика. Первое место уверено занимают “Стражи Галактики”.
В отличие от Time, другой британский журнал о кино Sight & Sound заслуженно считается более авторитетным в своих экспертных оценках. Издание собирает мнения более сотни кинокритиков и обозревателей.
Итак, по итогам 2014 года, на первом месте — экспериментальная драма Ричарда Линклейтера «Отрочество».
А вот и сюрприз: на третьем месте, после Годара — российский «Левиафан» Андрея Звягинцева.
Фото: афиша первого звукового фильма «Певец Джаза».