Уже две недели некоторые – хотя и не все – российские медиа-ресурсы называют новый проект Турецким потоком, и вот пришла приятная новость: название для нового магистрального газопровода выбрано. “Турецкий поток”.
За короткий срок – меньше чем за две недели – с момента объявления о старте проекта – появилась определённость по срокам строительства. Газопровод будет закончен к середине 2017 года. Судя по всему, маршрут “Турецкого потока” пройдёт по ранее спроектированному маршруту “Южного потока” в его морской части – до границы территориальных вод Болгарии, где и повернет к нашим турецким друзьям. Можно было предположить этот вариант, если судить по намёкам, которые ранее делал глава Газпрома А. Миллер, сообщая, что в финансовом плане Россия не потерпит убытков от остановки “Южного потока”. Действительно, при такой схеме маршрута всё, что было приготовлено для ЮП, теперь пойдёт в ход для ТП.
Напомним, что мощность нового проекта – 63 млрд кубометров в год – такая же, какая была бы у “Южного потока”. При этом 14 млрд берёт Турция, а остальное направится на точку сдачи – газовый хаб на границе с Грецией, откуда “желающие” смогут приобрести углеводороды на свои нужды.
Проблема только в том, что Газпром неоднократно заявлял, что с 2016 года перестанет нуждаться в газо-транспортной системе Украины. Поскольку “Турецкий поток” будет строиться дольше, чем строился бы “Южный”, видимо, придётся использовать украинскую ГТС ещё где-то примерно год. Нет никаких сомнений, что, осознав это, премьер-министр Украины А. Яценюк мысленно, а, возможно, и устно, исторгнет победный клич. Только за последние несколько недель он неоднократно призывал хоть кого-нибудь вложиться в “модернизацию украинской газо-транспортной системы”.
Что такое один год для Турции, России, Греции? Песчинка в бесконечных пустынях времени, которые они попирают, давая миру тысячелетние цивилизации. А вот для Украины один год – это вопрос выживания нынешнего кабинета министров. Когда Украина говорит о транзите российского газа, весь мир волнуется, а Европа тайком вытирает испарину со лба. Российский транзит даёт Украине общеевропейское внимание, и это единственный ресурс, который есть у страны на международной арене: возможно, этот ресурс продлится на год и закончится в 2016.
Фото – Стамбул