Сельскохозяйственный сектор показал весьма сильный рост 16,6% в сентябре и 7,7% за девять месяцев этого года. Вкупе с мощным ростом промышленного производства в прошлом месяце (2,8%), вызванного заменой импорта отечественной продукцией, это может привести к улучшениям в основных производственных секторах

Политика импортозамещения и сельскохозяйственный бум

статья британского издания Business New Europe

В сентябре сельскохозяйственное производство выросло на 16,8% в сравнении с прошлым годом.

Когда президент России Владимир Путин отсёк импорт сельскохозяйственной продукции из стран ЕС, одним из оснований такого решения было дать толчок малоразвитому национальному сельскохозяйственному сектору – и, похоже, это сработало. Продажи и инвестиции в сентябре снизились, но по данным Росстата производство в сравнении с сентябрём прошлого года резко выросло на 16,8%.

уборка зерновых
фото – Уборка зерновых

«Внутренний спрос в России оставался в сентябре медленным, розничные продажи, отражающие потребление домохозяйств, выросли за год на 1,7%. Это чуть лучше, чем мы видели летом, и даёт подсчёт за 9 месяцев 2,3% к прошлому году, – 20 октября заявил ведущий экономист Альфа-банка Евгений Гавриленков. – И наоборот, сельскохозяйственный сектор показал весьма сильный рост 16,6% в сентябре и 7,7% в первые за девять месяцев этого года. Вкупе с мощным ростом промышленного производства в прошлом месяце (2,8%), вызванного заменой импорта отечественной продукцией, это может привести к улучшениям в основных производственных секторах».

В программе замещения импорта Кремля ключевым сектором стало сельское хозяйство. Несмотря на положение в тройке мировых экспортёров зерна и наличие чернозёмных регионов – из числа самых плодородных в мире – Россия продолжает импортировать около 40% продовольствия. У неё дефицит молока, картофеля, свинины и говядины, если назвать лишь некоторые продукты.

К тому же Россия потерпела полную неудачу с производством таких товаров добавленной стоимости, как, к примеру, высококачественные сыры или консервированное мясо – зачем инвестировать в производство сложных продуктов, когда легче и дешевле просто импортировать их из Европы? В Москве проблема особенно остра, в прошлом году импортное продовольствие на городских прилавках доходило до 60%.

Российская пищевая промышленность попала под серьёзное давление после того, как Россия в августе 2012-го присоединилась к ВТО. Производители свинины, в частности, сразу же почувствовали прессинг после введения высоких европейских требований по качеству и сокращения дешёвого импорта, как части договорённостей.

Но теперь эта проблема – в прошлом, магазины покончили с этой конкуренцией, оставив гигантский провал на рынке, который – как рассчитывает государство – ринутся заполнять местные производители.

На этой неделе Кремль снова подверг Европу прессингу, добавив дополнительные продуктовые товары в свой санкционный список. Федеральное агентство Россельхознадзор заявило о вступающих в силу «временных ограничениях» на европейские говяжьи и свиные субпродукты, как и на говядину, свинину и цыплят-бройлеров.

По заявлению агентства запрет введён из-за наличия в этих мясных продуктах и субпродуктах «запрещённых и вредных веществ», в том числе антибиотиков. О каких веществах идёт речь, не сказано.

Источник – Russian agricultural production soars after food sanctions
Перевод – ПолиСМИ