Несколько дней назад научное судно «Академик Федоров» пришвартовалось в Санкт-Петербурге, завершив тем самым многодневную научно-исследовательскую экспедицию, главной целью которой было изучение континентального шельфа в Арктике.
Экспедиция была не первой, десятой, но именно сейчас, в самом конце октября был завершен огромный объем геодезических исследований, продолжавшийся многие годы, который и позволит обосновать российскую заявку по уточнению границ континентального шельфа.
Документ гарантирует любому государству полный суверенитет над своими внутренними водами и над полосой моря или океана от собственной границы, шириной в 12 морских миль.
Но и здесь имеются всякого рода «оговорки», например — в некоторых случаях, как в данной ситуации с Арктикой, каждое государство может распространить свои суверенные права на ресурсы шельфа и (!) за пределы этой зоны. Но только в том случае, если докажет, что эти территории являются продолжением материка.
Не трудно догадаться, что именно этот пункт стал своеобразным стартовым «выстрелом» для соревнований так называемых «арктических стран» по сбору доказательств того, что шельф является продолжением континентальной суши.
Согласно Конвенции, при наличии подобных доказательств, внешняя граница континентального шельфа может быть определена на расстоянии до 350 морских миль от исходных линий.
Согласитесь, игра стоит свеч.
Возвращаясь к событию, которое тихо и незаметно прошло в Северной столице — швартовке у причальной стенки научного лайнер «Академик Федоров».
Итак, заявка в Комиссию ООН стала гораздо убедительнее и полновеснее. По словам Сергея Донского, теперь наши территориальные притязания в обновленной заявке вполне обоснованы и опираются на «данные батиметрии, сейсморазведки, геологических изысканий, а также подкрепляется научно обоснованной моделью ее геологического развития и формирования».
Акцент на «тяжести» аргументов не случаен.
То дипломатическое усилие результатов не принесло: и время было выбрано неудачное, да и сама Россия в те годы не выглядела «убедительно».
Комиссия заявку «зарубила», сославшись на недостаточность данных, подтверждающих, что шельф — часть континента.
Очевидно одно: нынешний уровень обоснованности расширения российской юрисдикции на шельф Северного Ледовитого океана за пределами 200 морских миль уже не позволит Комиссии оставить российскую заявку без одобрения, тем более сославшись на причину многолетней давности.
За прошедшие годы Россия проделала поистине титанический объем работ в непростых условиях. Во время последней экспедиции ученые провели сейсморазведку почти 10 тысяч километров морского дна, а так же — гравиметрическую и многолучевую съемку 11 тысяч километров акватории. Было проведено глубинное сейсмическое зондирование шельфа на более чем трех тысячах погонных километрах.
В качестве справки, напомним, речь идет о территории в 1,2 миллионов квадратных километров в Северном Ледовитом океане. По прогнозам, в недрах находится 5 миллиардов тонн условного топлива.
Все это происходит в условиях «невидимого» противостояния. В прошлом году Канада подала заявку в ООН на расширение границ своего континентального шельфа в Атлантическом океане. И объявила о своих территориальных претензиях на морское дно в Арктике.
По некоторым оценкам, Оттава потратила 200 миллионов долларов на исследования за Полярным кругом, главным образом — на подтверждение, что ведущий к Северному полюсу хребет Ломоносова относится к континентальному шельфу Канады.
Однако, притязания Канады на географический объект, названный в честь великого русского ученого, не должны смущать, и тем более пугать. По заверениям экспертов, даже если и возникнут некоторые пересечения в территориальных притязаниях разных стран, то они точно не будут носить конфликтного характера, и всегда смогут быть улажены простыми дипломатическими переговорами.
Фото: www.polarpost.ru.