Чуть раньше эту идею озвучивала КПРФ, депутат от партии Валерий Рашкин грозился вынести этот вопрос на всеобщий референдум.
То есть, гражданам гипотетически могут предложить ответить на сложный вопрос, к примеру, такой: «Хотите ли, конкретно Вы, регулярно получать (допустим, 20 тысяч рублей), или же пускай эти денежки по-прежнему остаются в закромах, коими распоряжаются чиновники, и всё также оседают в карманах нефтяных олигархов?
Предугадать итоги референдума не представляется слишком сложной задачей.
Идея не новая, не оригинальная и, как ни покажется странным, в России имеет сомнительную репутацию. Дело не в черном пиаре самой идеи, которую стараются опорочить «нефтяные бароны», а в том, что в наших масштабах работают другие экономические законы, несколько отличные от «камерной» Европы и специфической Азии.
Практика раздачи доходов от природных богатств, которые, разумеется, «принадлежат всем», существует во многих странах. Хорошо пропагандируют свою «особенность» Саудовская Аравия, Кувейт, Норвегия и Аляска (США). Подобный опыт имеют Нигерия, Бразилия, Уганда, Мозамбик и другие страны.
Правда, трудно сказать — это привилегия или плата за тяжелые северные условия.
Дело в том, что стабилизационный фонд штата выполняет одну-единственную задачу: повысить привлекательность территории для постоянного проживания.
А вот что касается экономической составляющей, здесь не все так просто. Несмотря на то, что из фонда раздаются наличные деньги, еще недавно в нем лежало мертвым грузом порядка 30 миллиардов. Инвестировать их куда-либо трудно из-за специфики использования денег фонда, а просто так «добавить» в собственную экономику — нельзя, это «разогреет» инфляционные процессы.
В Норвегии также создан Нефтяной фонд, в котором, после покрытия прямых бюджетных расходов, аккумулируются излишки доходов от экспорта нефти.
Если верить цифрам в СМИ, сравнительная арифметика российского стабфонда с норвежским не оставляет шансов на реализацию предложения Сергея Миронова. Учитывая наши объемы и численность населения, до каждого дойдет лишь небольшая сумма.
Теперь о причинах.
Главное, конечно, это слишком затратные условия добычи и транспортировки российской нефти в сравнении с той же арабской
Для сравнения: средний ежесуточной объем добычи в России составляет около 10 тонн нефти в сутки. Во Вьетнаме — 700. В Саудовской Аравии — 600, в Иране — 400.
Теперь посчитаем, сколько налоговых денег (в общепринятом эквиваленте) от добытой нефти приходится на одного гражданина в разных странах.
Итак, на каждого гражданина США приходится около 30 нефтедолларов, в Англии – 279, в Венесуэле – чуть менее 1000 долларов, в Ливии и Индонезии – примерно, по 2000, в ОАЭ – более 6 000, в Кувейте – почти 7000 “нефтяных” долларов на человека!
Ну и наконец, в России… 11,3 доллара.
Почему?!!
Эксперты утверждают, что себестоимость добычи нефти «там» намного ниже. И главное, запасов там больше, а людей меньше. к примеру, в Кувейте всего 3 миллиона подданных, в ОАЭ – 5 миллионов.
Ну хорошо, допустим, у нас тяжелее, и затратнее, и климат хуже, но главный вопрос: так, сколько же на карман каждому?
Сейчас удивитесь.
Другими словами, учитывая дороговизну российских организационных мероприятий, особенно в условиях сложной вертикали власти, которая повлечет создание новых многочисленных чиновничьих структур и расширения старых контролирующих, с учетом прямых налоговых расходов, до конкретного гражданина дойдут сущие копейки.
За которые хорошо помотают нервы, а вдобавок лишат скудных льгот.
Это, конечно, лучше, чем ничего, но может быть, вернуться к более реальному и стратегически перспективному вопросу — к совершенствованию схемы изъятия природной ренты за добычу “общенародных” ресурсов?