В последние недели произошло несколько событий, на первый взгляд — незаметных, не ставших главными новостями в СМИ, но которые явно выстраиваются в некую закономерность, имеющую все признаки продуманной стратегии.
Речь о последних инициативах Думы и Правительства РФ, направленных на защиту детства и семьи. Кроме того, ряд публичных мероприятий, прошедших на главных площадках страны, такие как международный форум «Многодетная семья — будущее человечества», подкрепляют мнение наблюдателей, что вызрела новая концепция внутренней политики, в которой защита детства и материнства становится главным приоритетом.
Как меняется отношение центральной власти к проблемам детей и многодетных семей? Возможно ли усиление социальной ответственности власти в условиях экономических трудностей? С этими вопросами мы обратились к главе Нефтеюганского района Владимиру Семёнову.
Семёнов В. Н. Зрелость любого общества определяется отношением к детям. Законодательный базис, существующий сегодня в России, а также региональные и федеральные программы по защите материнства, детства, семьи, обеспеченные бюджетами разного уровня — один из самых мощных социальных пакетов в мировой практике, даже в сравнении с развитыми странами. Мы этим можем и должны гордиться.
Однако для того, чтобы более эффективно работала вся система, необходимы механизмы исполнения, мониторинга, оперативного реагирования, но главное все же в другом: чтобы дети и их родители чувствовали заботу, а не контроль.
Мы не должны слепо копировать зарубежный опыт, особенно в ювенальной юстиции, когда формальное исполнение нормы идет во вред. Мы знаем массу примеров, когда семья в Европе или США признается неблагополучной, и ребенка легко разлучают с родителями. А зачастую даже наши разумные инициативы в своем воплощении превращают здравое зерно в пародию, как это может произойти с предложением общественной палаты ограничить продажу газировки детям до 14 лет.
Не в этом истинная забота о здоровье подрастающего поколения, необходимо чтобы реальная помощь стала точечной и адресной, чтобы каждая семья, каждый ребенок чувствовали свою персональную значимость для огромной страны.
В России накоплен огромный опыт в этой сфере, наше законодательство всегда ставило интересы семьи во главу угла.
Вы затронули одну из серьезнейших проблем: в западных странах слишком просто и легко забирают детей у родителей из-за формальных нарушений. На слуху имена россиянок, которые ограничены в правах во Франции, Финляндии… Но здесь трудно давать оценки дистанционно, особенно на фоне растущего насилия в семьях.
Семёнов В. Н. Надо различать преступление и неблагополучие. Когда речь идет о детях, нельзя руководствоваться только юридическими формулами, прописанными даже в очень гуманных законах.
Несколько дней назад глава московской патриархии Кирилл, открывая международный форум «Многодетная семья —будущее человечества», сказал слова, которые, на мой взгляд, необходимо помнить всем — от инспекторов районной опеки, до судей, выносящих по этим щекотливым делам, решения. Патриарх сказал: «Всякая политика, направленная на разрушение традиционной семьи, антигуманна, она бросает вызов самому существованию человеческой личности».
К счастью, проходят времена, когда мы слепо копировали зарубежный опыт в медицине, образовании, ювенальной юриспруденции. Сегодня даже на Западе все чаще говорят, что будущее страховой медицины не столь безоблачно и бесспорно. Свидетельством тому и разгоревшаяся в США скандальная дискуссия по поводу реформирования всей отрасли. Заокеанские эксперты все чаще обращаются к опыту социалистических стран, который у нас до сих пор считается крайне неудачным.
Семёнов В. Н. Только один пример: в СССР была одна из самых совершенных патронажных служб в мире. И до сих пор наши медики используют принципы и подходы, выработанные много лет назад. Поэтому все разговоры, что раньше все было плохо, от лукавого.
Вам не кажется, что мы до сих пор зависим от зарубежных стандартов, которые представляются многим совершенными? В том числе и в заботе о сиротах и детях из неблагополучных семей.
Семёнов В.Н. Я вижу проблему в недостаточной информированности населения о своих правах и возможностях. Если мы сравним объем средств, которые выделяются из федерального, окружного и муниципального бюджетов, скажем, для летнего отдыха одного ребенка из малообеспеченной семьи у нас и, к примеру, в любой самой благополучной стране, многие будут крайне удивлены.
Здесь не могу не вспомнить и наш удачный опыт, который рекомендован всем муниципалитетам округа. Этим летом в районе были созданы 24 дворовые площадки для активного отдыха детей. Кроме того, работали 13 лагерей дневного пребывания детей, многих детей за счет средств муниципального и окружного бюджетов отправили на отдых в другие регионы, к морю. Приоритет был отдан детям из многодетных и малообеспеченных семей, детям-инвалидам, сиротам. Также в июле—августе для детей с ограниченными возможностями здоровья впервые работал лагерь с дневным пребыванием «Реабилитационный центр «Дельфин» в поселке Пойковский.
Впервые летом у нас был организован палаточный лагерь профильного направления на территории базы отдыха «Сказка» для отдыха и тренировочных занятий кадетов.
Если говорить о поддержке детей из малоимущих семей и сирот, в нашем округе предусмотрены компенсации за путевки на отдых и оздоровление, оплата проезда к месту отдыха и обратно.
И это только то, что касается отдыха детей.
В районе много делается для социализации оступившихся людей, особенно для родителей. В поселке Каркатеевы успешно работает клуб «Светёлка» для женщин группы риска, там же — «Весёлые ребята» — для детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, есть волонтёрский отряд милосердия, члены которого оказывают посильную помощь пожилым гражданам.
О подобных начинаниях я могу рассказывать долго, у нас в каждом поселке есть коллективы не только по интересам, но специально для молодых мам, и для тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию.
И это не разовые инициативы, это продуманная и четкая стратегия. Могу сказать, что с целью защиты прав и интересов несовершеннолетних, а также выявления и устранения причин безнадзорности, в Нефтеюганском районе разработан Регламент взаимодействия субъектов системы профилактики. Это межведомственное взаимодействие, направленное на искоренение причин, порождающих, в том числе, социальное сиротство.
Кстати, буквально несколько дней назад в районе стартовала акция местного отделения партии «Единая Россия» «Твори добро». Начался сбор вещей и оказание адресной помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
И чему нас может научить зарубежный опыт?
Вы же не будете отрицать, что многое сегодня, если говорить о стране в целом, делается как раз «вопреки», на волне антиамериканизма? Повсеместно закрываем Макдональдсы… не так давно был принят «закон Димы Яковлева».
Семёнов В. Н. Не только буду отрицать, но уверен, что закон был своевременен и принят исключительно из гуманных соображений внутреннего характера. Закон имел гораздо большее значение, чем вполне нормальное регламентирование процесса усыновления, кстати, сделавшего российских бездетных семей первыми в очереди.
В этой связи хочу подчеркнуть, что в Ханты-Мансийском округе, еще до упомянутого закона, начиная с 2009 года дети-сироты не передавались на усыновление иностранным гражданам.
Округ давно провозгласил приоритет семейных ценностей, югорчане охотно берут малышей в семьи. Кроме того, такие семьи ощущают постоянную заботу государства. Так, например, каждому приемному родителю в ХМАО, кроме ежемесячного пособия на каждого ребенка, выплачивается положенное ежемесячное вознаграждение за воспитание каждого приемного ребенка в размере 13021,8 рублей.
Недавно Госдума подготовила законопроект, который позволит продлить период выплаты матерям пособия по уходу за детьми в два раза — до достижения ребенком трехлетнего возраста, кроме того, депутатами инициирован законопроект, который, среди прочего, предполагает освободить многодетных родителей, а также родителей, воспитывающих детей-инвалидов, и одиноких от уплаты ряда пошлин и налогов.
На Ваш взгляд, можно ли эти события увязать, и сделать вывод об усилении социальной составляющей внутренней политики?
Семёнов В. Н. Об этом говорит и тот факт, что месяц назад Правительство утвердило концепцию государственной семейной политики в России на период до 2025 года. Среди целей концепции — поддержка, укрепление и защита семьи. Финансирование планируется из федерального бюджета.
Думаю, мы видим решимость руководства страны, несмотря на объективные трудности, в том числе — экономическое противостояние в войне санкций, показать, что приоритеты не меняются, социальная направленность экономики становится все более очевидна. Меня это не удивляет.
Вопросы задавал Антон Хуторян.