На прошлой неделе в “интернетах” прошло бурное обсуждение возможной отмены “северных льгот”. Как водится – новость оказалась “вбросом”, зондированием общественных настроений. Получив эти самые настроения в виде возмущений заинтересованных граждан, Минтруд “отыграл назад”. А вот сама проблема “северов” осталась на месте…

Ради справедливости надо сказать, что среди затейников “что-нибудь отнять и поделить” замечен не только Минтруд. В начале года Минэкономразвития призналось в непреодолимом желании сократить список моногородов, которым требуется поддержка за счёт городов с населением менее 3000 человек, столиц субъектов, городов, где размещены предприятия нефтегазодобычи… Из буквально недавних новаций – в ГосДуму в октябре внесён законопроект “О создании территорий опережающего развития на Дальнем Востоке” (№623874-6).

Законопроект “О создании территорий опережающего развития на Дальнем Востоке” – определяет правовой режим и меры государственной поддержки территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР, сначала на территории Дальневосточного федерального округа, далее – везде). Документ создаёт особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности в ТОСЭР (льготные ставки арендной платы, освобождение резидентов от уплаты налогов на имущество организаций, применение свободной таможенной зоны, отсутствие необходимости получения разрешений на привлечение и использование иностранных работников…). С одной стороны, проблемы, которые решает ТОСЭР известны – простаивающие земли, необходимость развития территорий Дальнего Востока. С другой, – это риски “ползучей миграции” и возникновения анклавов с грабительско-хищническим отношением к земле и ресурсам. Пока законопроект не имеет прямого отношения к нам, но “ход мыслей” федерального центра, думаю, понятен.

Стратегии решения проблемы падения добычи нефти Югра не имеет. То есть с поисковым бурением не получилось, инвестирование «наращивается» со знаком минус, налоговое стимулирование привело к дополнительным налоговым нагрузкам на компании ТЭКа. Для использования ресурса баженовских свит на сегодняшний день просто нет технологий с приемлемым уровнем энергозатрат и приемлемым уровнем ущерба для экологии региона. Кроме того, при стоимости нефти в 80 долларов за баррель, добыча любого вида сланцевой нефти хоть в канадской провинции Альберта, хоть в Югре – экономически нерентабельна.

сланец, сланцевая нефть, битуминозный песок

Всем апологетам поисков панацеи в баженовских свитах рекомендую посмотреть на результаты промышленной добычи нефти из битуминозного песка в Атабаске (провинция Альберта, Канада). Отрезвляет.

Для транснациональных корпораций, работающих на нашей территории, какие-либо социальные обязательства перед ней – это уровень издержек отдела по корпоративному имиджу. Постепенная переориентация этих корпораций на Дальний Восток и шельф Арктики, а также широкое привлечение к освоению новых территорий миграционного ресурса, не только резко сокращает инвестиции/налогооблагаемую базу, но и причисляет большинство населения автономного округа к известному типажу литературных героев середины 19 века. Да, правильно, к лишним людям…

Хуже всего не то, что бизнес-логика противоречит нашим интересам, а то что у нас нет стратегии, чтобы эти противоречия преодолеть. На словах (в Стратегии 2030), конечно,  малый бизнес провозглашается в качестве палочки-выручалочки, но это даже не смешно, чтобы всерьёз обсуждать. На деле бюджетные “кассовые разрывы” уже сейчас покрываются за счёт привлечения заёмных средств.

У нас как всегда в новейшей истории: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Может нам стоит озаботиться хотя бы планом спасения? Звоночки-то вон уже звонят, не надо ждать, когда зазвонит колокол…