В Нефтеюганском районе радиаторы в домах заработали еще 12 сентября. Насколько комфортной будет приближающаяся зима для жителей региона?
Разговор с Владимиром Семёновым, главой Нефтеюганского района, не ограничился вопросом о бесперебойной работе теплосетей. Сфера ЖКХ сегодня — область, где сконцентрированы все болевые точки: растущие тарифы, вопросы контроля качества услуг и необходимость гражданской активности самих собственников жилья.
Владимир Николаевич, по всем расчетам, мы живем во время техногенных катастроф: коммунальные сети стареют и выходят из строя. Есть ли опасения на этот счет в районе?
Семёнов В. Н. Нефтеюганский район, как Югра в целом — регион сравнительно молодой. Активное строительство, в том числе, многоквартирных домов началось тут только в 60 — 70-е годы. Соответственно, такого же возраста и коммунальные сети. С одной стороны, это плюс — они строились по технологиям середины 20 столетия, а значит, проще поддаются ремонту. Но здесь же кроется и крупный «минус» — очень многое в те времена делалось в качестве эксперимента, и без расчета на века. И сегодня мы сталкиваемся с последствиями такой недальновидной политики. Порядка трети жилого фонда, построенного в то время, уже просится на капитальный ремонт. Соответственно, требуют постоянного внимания и коммунальные сети. В этом году из районного и окружного бюджета было выделено порядка 50,1 миллионов рублей на подготовку к зимнему отопительному периоду. Нам удалось отремонтировать наиболее аварийные участки инженерных сетей, сетей электроснабжения.
В наших суровых условиях, любая авария в этой сфере — катастрофа, поэтому мы выработали собственный алгоритм модернизации: в первую очередь все объекты тепло- и водоснабжения в районе оборудовали резервными источниками электропитания, котельные обеспечили автономными источниками питания. Сделано все для предупреждения аварий — вплоть до создания специальных бригад и проведения инструктажа на предприятиях и организациях. У наших коммунальных служб самый «горячий» период — не осень, а лето, когда полным ходом идет подготовка к следующему отопительному сезону.
По новому жилищному законодательству расходы на капитальный ремонт теперь практически полностью ложатся на плечи собственников жилья. Новая строка в квитанциях «на капремонт» появится уже в октябре?
Семёнов В. Н. Да, за сентябрь уже сделаны начисления исходя из заявленных ставок по региону: в деревянных домах —от 8,55 рублей за квадратный метр, в панельных и других постройках — от 10, 75 до 13,85 рублей за квадратный метр. Есть регионы, где размер минимальной ставки гораздо выше, в зависимости от типа жилья. Но есть одна важная деталь.
И не верно говорить о том, что затраты полностью ложатся на жильцов. Из бюджетов всех уровней продолжают выделяться средства на капремонт жилого фонда, в дополнение к тем деньгам, которые внесут жильцы.
Что, на Ваш взгляд, даст эта новая система, помимо очевидного роста коммунальных платежей?
Семёнов В. Н. Весь прошлый год велась работа по подготовке к окружной программе по капитальному ремонту, в том числе встречи с собственниками жилья, разъяснения.
До 30 июня 2014 года собственникам надо было определиться, как и где будут накапливаться средства на капремонт: отправляться в «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» — это специально созданный региональный оператор, некоммерческое государственное предприятие, или аккумулироваться на специальных счетах конкретных ТСЖ.
Откликнулись в регионе всего 2,5 процента собственников жилья. В Нефтеюганском районе, например, жители всего 12 домов собрались и приняли взвешенное решение, как собирать деньги на ремонт, где их накапливать. Остальные же оставили все на самотек: как-нибудь разрешится…
Я знаю результаты социологических опросов: осведомлены о новой системе отчислений в фонды капитального ремонта больше половины собственников — 63%. При этом, большинство югорчан считают нововведение неэффективным, а треть и вовсе не готова делать эти отчисления.
А при грамотном исполнении и ответственном подходе каждого участника процесса, новая система позволит более эффективно распоряжаться средствами собственников. И, в конечном счете, скажется на повышении комфорта и качества жилья. Активная позиция жильцов здесь — определяющий фактор.
Но ведь не собственники будут ремонтировать дома? Что будет служить гарантией качества и сроков выполняемых работ?
Семёнов В.Н. В том-то и дело, что за свои отчисления собственники могут и обязаны спрашивать: куда потрачены деньги, что и как сделано. Собственника интересует прежде всего качество сделанной работы, а не цифры отчета.
ЖКХ — весьма привлекательная область деятельности для коммерческих компаний. Это стабильный доход на десятилетия. К примеру, сейчас окружная программа рассчитана на 30 лет — это немалый срок, и многие строительные компании уже задумываются о переориентации деятельности на капитальный ремонт. Соответственно, будет и высокий конкурс среди претендентов, и очень тщательный отбор. Кстати, собственники жилья могут принимать участие в конкурсах по отбору подрядных организаций: Фонд капитального ремонта будет в обязательном порядке рассылать приглашения. И мы опять возвращаемся к тому, с чего начали: насколько активной будет позиция жильцов, их желание принимать участие в судьбе собственного дома — настолько удовлетворительным будет и конечный результат.
А как Вы относитесь к практике создания общественных советов, призванных контролировать работу ЖКХ?
Семёнов В.Н. В каких-то муниципалитетах района подобные советы работают более эффективно, в каких-то — менее. В конце сентября в Нефтеюганске проходило заседание рабочей группы Общероссийского Народного фонда в Югре, которое было как раз посвящено деятельности общественных советов по ЖКХ.
Резюме этого заседания таково: советы нужны, если они созданы не ради «галочки».
Я согласен с тем, что жителям виднее, как организовать их жизнь, на что обратить внимание. Но, опять-таки, если есть активная гражданская позиция.
Все, что направлено на вовлечение жителей в общественную жизнь — это позитивно. Мы не сможем создать гражданское общество, пока граждане говорят: моя хата с краю. Мы не сможем научиться договариваться, если не будем спорить. Мы не научимся эффективно обсуждать проблемные вопросы и находить компромиссы, если не будем пытаться это делать. Диалог обязателен. И механизмы обратной связи между жителями района и властью, муниципалитетами, могут быть самыми разными. Муниципальная власть — она не за тридевять земель, она здесь, рядом. И обмен информацией, пожеланиями, тревогами должен осуществляться непрерывно. Только тогда будет результат.
Мы говорим об общественной активности граждан, а между тем, специалисты отмечают по стране снижение элементарной собираемости коммунальных платежей по сравнению с прошлым годом. Как с этим быть?
Семёнов В. Н. Безусловно, жилищно-коммунальный комплекс — это зона повышенных социальных рисков. При этом надо понимать, что в большинстве случаев, люди платят за ЖКХ, если есть такая возможность. Поэтому любые меры наказания должников — вплоть до отключения услуг, они эффективны ровно до тех пор, пока должник платежеспособен. Следовательно, вопрос собираемости платы за коммунальные услуги — это вопрос общего экономического состояния региона. И его можно решить только комплексно: создавая рабочие места, увеличивая доходы населения. Мы, в отличие от многих регионов, не можем пожаловаться на массовый характер коммунальных неплатежей. И судя по стабильности социально-экономической ситуации в районе, не ждем снижения собираемости и в будущем.
Вопросы задавала Лариса Андроникова