Все как всегда: системного кризиса нет, есть ряд совпадений, сезонных особенностей и разумеется, нерасторопность «стрелочников»  розничных продавцов.

Как стало известно еще накануне, власти ряда регионов Сибири, столкнувшихся с нехваткой топлива, обратились к Роснефти и «Газпром нефти» с просьбой увеличить адресные поставки бензина, а именно  так называемым, независимым АЗС.

Пока ситуацию нельзя назвать критической или даже тревожной, однако в Сибири, в частности, в Иркутской области, десятки АЗС, принадлежавших независимым сетям, временно приостановили работу.

Как только появились первые признаки дефицита, некоторые эксперты поспешили намекнуть на то, что это симптом грядущего кризиса, однако участники рынка, которые могли бы сыграть на ажиотажном спросе, поспешили успокоить, назвав это следствием недостаточной отгрузки топлива в октябре, которая снизилась по временным причинам: из-заплановых ремонтах на местных НПЗ.

Но нефтяники и Минэнерго нашли другую причину, обвинив независимые АЗС в нерасторопности, те, якобы, не подали вовремя заявки.
Обе стороны ожидают, что ситуация может продлиться до 20-х чисел октября, затем, когда перерабатывающие производства закончат модернизацию, проблема исчезнет сама собой.
Но некоторые эксперты ставят под сомнение столь «легковесные» причины, вряд ли целый ряд независимых операторов Новосибирской и Иркутской областей просто несвоевременно направили заявки нефтекомпаниям, тем самым «наказав»самих себя.

Существует мнение, что на топливном рынке Сибири складывается тяжелейшая ситуация из-за того, что, нефтяники почти не предлагают мелкооптовые партии бензинов.

Все это происходит на фоне скачка биржевой цены АИ-92 Ангарского НПЗ, которая случилась на прошлой недели, на 1400 рублей. Теперь его отпускная цена  44 тысяч рублей за тонну. На Омском НПЗ цена увеличилась на 700 рублей, и составляет 40,5 тысячи рублей за тонну.

Пока ситуация развивается, ФАС направила Роснефти и «Газпром нефти» предупреждения по поводу недопустимости «дискриминации» независимых АЗС.