В настоящее время основной стратегией создания собственной военной техники для Китая фактически является копирование иностранных образцов, преимущественно российской разработки. За многие годы реализации этой стратегии китайские предприятия накопили определенный опыт, позволивший им выпускать относительно качественные и значительно более дешевые образцы вооружений и военной техники, которые стали пользоваться спросом у развивающихся стран с нестабильными оборонными бюджетами.


Военная техника – это не ширпотреб, производство которого лишь вопрос желания и какого-никакого менеджмента; помимо инфраструктуры, помимо научной, технической и образовательной базы производство вооружения требует серьёзной политической работы, воли и стратегии. И то, что Китай вышел в пятерку ведущих стран по производству военной техники в мире, лучше многих других факторов доказывает, что страна заняла место в списке мировых лидеров очень надолго.

Ниже аналитическая статья, где автор пытается разобраться в причинах резкого дебюта Китая на новом поле.

Китай вошел в пятерку крупнейших военных экспортеров
Автор – Василий Сычев

“Смена статуса Китая (с импортера на экспортера) на мировом рынке вооружений началась несколько лет назад. Уже в 2012 году при публикации очередного доклада SIPRI отметил, что Китай начал активно терять лидирующие позиции в рейтинге крупнейших импортеров вооружений и военной техники и переключился на поставки собственной оборонной продукции за рубеж. Если по итогам 2003-2007 годов Китай закупил военной продукции на 14,09 миллиарда долларов и был крупнейшим импортером вооружений, то в 2008-2012 годах он спустился на второе место, сократив закупки почти вдвое ─ до 7,5 миллиарда долларов (24,75 и 13,2 миллиарда долларов в ценах 2012 года соответственно; здесь и далее пересчет в скобках ведется по CPI Inflation Calculator).

военная техника Китая
фото – Военные новости

Снижение объемов китайского импорта может быть обусловлено качественным скачком, сделанным оборонно-промышленным комплексом страны за последние несколько лет. В настоящее время основной стратегией создания собственной военной техники для Китая фактически является копирование иностранных образцов, преимущественно российской разработки. За многие годы реализации этой стратегии китайские предприятия накопили определенный опыт, позволивший им выпускать относительно качественные и значительно более дешевые образцы вооружений и военной техники, которые стали пользоваться спросом у развивающихся стран с нестабильными оборонными бюджетами. При этом, несмотря на тщательную обратную разработку, Китаю пока не удается освоить целый ряд важных технологий, в первую очередь ─ производство надежных и мощных авиационных двигателей.

В 2003-2007 годах Китай поставил на экспорт собственной военной продукции на общую сумму в 2,5 миллиарда долларов (4,4 миллиарда долларов в ценах 2012 года). Для сравнения, лидеры оборонного экспорта ─ США, Россия и Германия ─ продали за рубеж вооружений и военной техники на 34,9, 27,6 и 10,8 миллиарда долларов соответственно. По объемам военных поставок на мировой рынок Китай занимал восьмое место, уступая Италии и Нидерландам. В следующие пять лет азиатской стране удалось значительно улучшить свои позиции ─ она вышла на пятое место в рейтинге SIPRI. В 2008-2012 годах военный экспорт Китая составил уже 6,5 миллиарда долларов (11,4 миллиарда долларов в ценах 2012 года).

Любопытно, что благодаря успешным продажам оборонной продукции на мировом рынке Китаю удалось выбить из пятерки лидеров военного экспорта Великобританию, которая находилась там на протяжении вот уже 60 лет и по итогам последней пятилетки продала за рубеж военной продукции на 4,9 миллиарда долларов.

Поставки китайских вооружений и военной техники в 2008-2012 годах осуществлялись в 37 стран мира, включая Алжир, Аргентину, Боливию, Камбоджу, Чад, Гану, Иран, Руанду и Замбию. Наибольшим спросом пользовались летательные аппараты, бронемашины и корабли китайского производства. В общей сложности по этим трем категориям экспорт Китая составил 5,2 миллиарда долларов (9,2 миллиарда долларов в ценах 2012 года). Клиенты китайского оборонно-промышленного комплекса покупали истребители F-7MG (доработанная копия советского МиГ-21) и JF-17 Thunder, учебно-боевые самолеты K-8 Karakorum, вертолеты Z-9 (лицензионная версия европейского AS365/AS565), транспортники Y-12, танки Type-59 (копия Т-54А) и Type 90, а также бронемашины WZ-501, ZFB-05 и WZ-551.

военная техника Китая
фото – Военные новости

Увеличение объемов поставки китайской оборонной продукции за рубеж было обеспечено не только низкой стоимостью вооружений и военной техники, но и тем, что правительство Китая успешно заимствовало у крупнейших экспортеров оружия некоторые методы работы на внешнем рынке, включая сопутствующие услуги. Так, на протяжении последних нескольких лет Китай активно развивает в странах Африки и Латинской Америки сеть сервисных центров по послепродажному обслуживанию и модернизации военной техники. По этому же пути в последние пять лет идет и Россия, создающая такие центры, чтобы привлечь как можно больше покупателей в регионе и удержать постоянных клиентов.

Очевидно, основным сдерживающим фактором, не дающим Китаю осваивать мировой рынок вооружений еще большими темпами, является реализация правительством страны программы перевооружения Народно-освободительной армии. В рамках этой программы китайские власти тратят на собственные вооруженные силы миллиарды долларов ежегодно (114 миллиардов долларов в 2013 году), разрабатывают и покупают новые образцы военной техники: истребители, транспортники, вертолеты, корабли, танки, зенитные ракетные комплексы. По большей части производственные мощности Китая работают пока на удовлетворение потребностей НОАК. Однако можно предположить, что по мере удовлетворения этих потребностей все больше китайской техники будет поставляться на внешние рынки, а значит, в пятерке крупнейших экспортеров начнут происходить уже более масштабные перемены.”
Источник – Военные новости

Print Friendly, PDF & Email