В конце августа правительство изменило стратегию предоставления государственных займов для регионов. Взят курс на избавление территорий от кредитной зависимости коммерческих банков. По сути, это скорая финансовая помощь местным бюджетам.

Что ждет регионы в ближайшем будущем? Смогут ли местные власти в новых условиях выполнять свои социальные обязательства в полном объеме? С этими вопросами мы обратились к главе Нефтеюганского района Владимиру Семёнову.

Владимир Николаевич, вначале вопрос не как к руководителю муниципального образования, а как к бывшему руководителю крупного предприятия. Не секрет, что наступило время экстренных мер по стимулированию российской экономики, но вместо четкого и понятного всем плана, опять заговорили о повышении налогов и сборов, а Вы видите сегодня общегосударственную экономическую программу, которая была бы способна уберечь от рецессии, от падения уровня жизни граждан в условиях санкций, увеличения расходов, и прочих напастей?

СемёновСемёнов В.Н. Я уже говорил, что нынешние «напасти» я не расцениваю как удар по нашей экономике, все это можно называть как угодно  испытание, отрезвление, переоценка, новые ориентиры и даже новые возможности, однако менять придется многое. Степень «болезненности» санкций будет впрямую зависеть от развития реального сектора экономики и от того, как быстро избавимся от «импортозависимости».

И все-таки я попытаюсь ответить на ваш вопрос о государственной стратегии с позиции главы муниципального образования.
Сегодня практически все региональные бюджеты пользуются дорогими коммерческими кредитами. Занимая деньги, регионы и муниципалитеты оказались в ожидаемой ловушке  необходимости обслуживать кредиты по высоким процентам, что еще больше увеличивает дефицит бюджет.
Почему так произошло? Это сложный комплекс причин, о которых сейчас не время и место говорить, но, тем не менее, проблема погашения растет как снежный ком, в недалеком будущем она рискует превратиться в серьезный системный сбой, поэтому, считаю, очень своевременным и дальновидным решение правительства  принять программу замещения коммерческих кредитов на бюджетные.

Это один из реальных шагов, который позволит региональным и местным бюджетам «поднять голову». Дмитрий Медведев подписал распоряжение, по которому объем бюджетных кредитов для регионов увеличен на 80 миллиардов рублей, а ставка снизилась до 0,1%.

Вовремя ли это произошло? Судите сами. По данным Счетной палаты доля рыночных кредитов в совокупном долге регионов достигла почти 40%. Теперь же регионы смогут кредитоваться под низкие проценты у государства.

Правда, для этого необходимо выполнение ряда непростых условий.
К примеру, запрещено финансировать проекты, которые согласно федеральным нормам, не могут быть отнесены к полномочиям регионов. Устанавливается жесткий норматив расходов на оплату труда госслужащих, ну и так далее.

Что касается наполнения бюджетов, помимо налога на доходы физических лиц, основным источником муниципальных бюджетов являются арендные платежи, земельные налоги и налог на имущество физических лиц, хотя он составляет очень малый процент от общего объема доходов, поступающих в муниципалитеты.
Если говорить в целом, для регионов критически высока проблем сбора налогов, по некоторым источникам, «в тени»находится половина доходов!

Утверждают, что чуть ли не все 70%

Семёнов В. Н. Но при всем при этом, наращивать доходную базу местных бюджетов надо. Я считаю, что необходимо стимулировать местных предпринимателей, создавать благоприятный бизнес-климат, вовлекать активное население в предпринимательство. Это не только повышает доверие власти и бизнеса, что неизменно отражается на налоговой дисциплине, но и объективно создает предпосылки для увеличения доходов, что в свою очередь пополняет местную казну в виде налоговых поступлений. В выигрыше обе стороны, и в конечном итоге  жители муниципалитетов.

Так что в нынешнем решении по увеличению государственного кредитования, я вижу дальновидную стратегию.

Это к вопросу о четкой государственной программе.

Более того, это решение вызревало давно, и появилось не спонтанно, как некий ответ на внешний деструктивный фактор. Еще весной президент Владимир Путин поручил правительству облегчить долговую нагрузку на регионы.

Возвращаясь к вашему вопросу, скажу: конечно, общих экономических проблем прибавилось, приходится менять государственные приоритеты, но надо понимать, что не существует какого-то одного «соломонова решения», единственно верного. Но я, как глава муниципалитета, вижу четкую и последовательную политику федерального центра, которая очень оперативно управляется в зависимости от меняющихся условий.

Я ответил на ваш вопрос?

Спасибо. По крайней мере, обнадежили, что решение проблемы «латания дыр» госбюджета правительство видит не только в повышении налогов. Что касается регионов, на ваш взгляд социальные программы будут сворачиваться?

Семёнов В.Н. Разрыв между обязательствами и возможностями существует. Более того, он увеличивается. Это касается всех регионов.

В основу бюджетной политики нашего муниципалитета положены приоритеты, которые прописаны в Стратегиисоциально-экономического развития Нефтеюганского района до 2020 года, и главный среди них  повышение уровня жизни жителей района.

Если брать ближайшую статистику, в прошлом году основная доля финансовых средств  это 43%, были направлены как раз на выполнение социальных обязательств, то есть, на образование, культуру и спорт. На жилищно-коммунальноехозяйство было выделено 16%, и еще 22% были отправлены в поселки района в виде межбюджетных трансфертов. Как видите, для нас социальные обязательства на первом месте.

В 2013 году нашему району был выделен грант из средств автономного округа, именно за достижение наиболее высоких показателей качества организации и осуществления бюджетного процесса, нам была предоставлена дотация в сумме 44 миллионов рублей. В нынешнем году по итогам 2013 года мы также вошли в тройку лидеров. Все полученные средства по грантам были направлены на решение насущных проблем территории.

Не могу не сказать, что большую социальную нагрузку несут предприятия, расположенные на территории района. Не буду перечислять всех наших партнеров, скажу лишь, что «РН-Юганскнефтегаз» в прошлом году принял участие в развитии инфраструктуры района на сумму более 220 миллионов рублей.

В районе ведется систематическая работа по расширению собственной доходной базы бюджета. И одно из главных направлений, как уже сегодня говорилось, это «вывод из тени» доходов предприятий и граждан, укрепление контроля над соблюдением налоговой дисциплины. В прошлом году наши усилия в этом направлении увенчались тем, что в консолидированный бюджет района дополнительно поступило свыше 38 миллионов рублей доходов, в том числе налоговых.

Поэтому проблему финансирования социальных программ можно обозначить не только как степень эффективности управления, но и как степень умения хозяйствования.

Вопросы задавал Антон Хуторян.

Print Friendly, PDF & Email