
Острота конкуренции трёх “сложносоставных” губернаторов за внимание федерального центра всегда выше, чем в прочих субъектах.
Во всей стране после 13 летнего перерыва губернаторам и электорату придётся привыкать к новой ситуации как влюблённым по переписке требуется время, чтобы привыкнуть друг к другу при очном общении. Наверное не сильно ошибёмся, если предположим, что в «шорт-лист на губернаторство» на основании тайного прямого голосования без особых сюрпризов и дешёвых сенсаций войдут ныне действующие/ранее назначенные главы субъектов федерации. А вот в среднесрочной перспективе могут быть иные варианты и расклады, на которые оказывают влияние порой совсем неожиданные факторы.
Украина как фактор внутренней политики
В нашем случае, этот фактор весьма любопытен. Сама по себе тема является значимой для президента России, а значит – уже имеет электоральный контекст, так как способна формировать мнение «главного выборщика» об управленческих талантах потенциального «соискателя». Выделение федеральных средств «на беженцев» «Тюмени» и исключение из списка получателя субсидий Югры вносит в ситуацию определённую остроту и позволяет вспомнить о «суперлоббистских талантах» ВРИО. Тогда как нагрузка «на беженцев» в Югре целиком ложится на местные и региональный бюджеты, что вдвойне чувствительнее в период начавшегося бюджетного секвестра да ещё и на ближайших подходах к губернаторской выборной кампании 2015 года.
Тройка, семёрка, туз
В преддверие выборов также растёт значение задачи по выстраиванию штабом губернатора пула комфортных для себя кандидатов. Тут возможны два подхода. Первый, когда приоритетом для глав регионов будет легитимность – а, значит, будет предусмотрена возможность регистрации на выборах относительно сильных оппозиционных кандидатов. Второй, когда будет присутствовать стремление повлиять на отбор партиями своих кандидатов. Тут, как мы знаем, тюменьщина выбрала второй путь.
У Югры свои резоны, главный из которых датируется осенью 2015 года. Но пока складывается впечатление, что у губернаторов и администраций нет единого представления о том, использовать ли нынешнюю избирательную кампанию для решения сугубо технической задачи получения большинства – или же в рамках выборов имеет смысл решать более сложный комплекс задач по профилактике будущих социальных и политических рисков, которые вряд ли заявят о себе во время выборов, но могут проявиться позднее.
В течение предвыборной гонки, а также после неё у нас будет год, чтобы проследить и понять, с какими проблемами придётся столкнуться на выборах и после них.
Комиссары и их пыльные шлемы
Любопытно то, что все эти вопросы в соответствие с регламентом и должностными полномочиями возлагаются в регионах на замов губернатора по внутренней политике. Замом у Якушева по политическим вопросам уже много лет трудится Сергей Сарычев. Долгое время он в Тюменской области возглавлял работу с молодёжью, затем курировал социальную деятельность. Несколько лет ему довелось поработать в Югре, в аппарате Александра Филипенко на замовских должностях. Затем у Владимира Якушева на тех же позициях. С 2006 года в его обязанности входит кураторство политической сферы области.
Безусловно, этот человек прекрасно знающий тревоги и чаяния, как жителей области, так и жителей северных округов сумеет сам пройти меж подводных камней предвыборной кампании и провести по этому фарватеру кандидата.
В Югре политическое ведомство курирует Андрей Филатов. Он год назад был назначен на эту должность взамен Ильи Петрова, ушедшего на повышение в столицу. Несмотря на то, что Андрей Сергеевич имеет дипломную специальность «Государственное и муниципальное управление», он по полученному образованию начал работать недавно. До этого долгие годы занимался строительством на восточных окраинах Югры. В политику попал в 2012 году, став депутатом думы округа по спискам «Справедливой России».
Насколько вписывается он в образ политрука субъекта федерации – судить сложно. Тем более, что главный экзамен у него осенью следующего года.
Выводы? Нет – послесловие
По мнению питерских экспертов, выборы глав регионов в этом и следующем году станут проверкой, зондированием политической атмосферы в стране. Ну и той самой печкой от которой будут “танцевать” федеральные власти при выстраивании внутренней политики. Примечательно, что окончательное оформление института кураторов внутренней политики в регионах состоялось, буквально, на днях – в 2012 году. Поэтому кое-где до сих такие должности в диковинку.
Эксперты прогнозируют два возможных подхода федеральной власти к повышению эффективности внутриполитических блоков региональных администраций. Первый предполагает выдвижение единых требований с федерального уровня. Он может быть реализован как путём усиления методологической составляющей, так и с помощью усиления формальных требований – наличия у вице-губернатора опыта самостоятельного участия в публичной политической активности, результатов избирательных кампаний с его участием. Второй путь предусматривает сохранение нынешнего положения вещей со стимулированием конкуренции между вице-губернаторами отдельных территорий – однако он чреват новыми конфликтами, поскольку кураторы внутренней политики столкнутся с необходимостью усиления продвижения итогов собственной работы в ущерб продвижению итогов работы своих губернаторов.
В данное время в Югре пока реализуется первый путь. Однако второго пути нам не избежать в силу уникальности «матрёшки». Сотрудничество политруков Ямала, Югры и Тюменской области уже началось. Как скоро оно выльется в конкуренцию и что из этого выйдет – покажет время.
Автор: Александр Каваллин