Введение нового налога в России  пока лишь информационный вброс, но именно таким образом, изучив реакцию общества, правительство и вводит непопулярные меры.

Несмотря на громкие сообщения со ссылкой на пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, что пока никаких конкретных решений не принималось, судя по всему новых поборов не избежать.

В последние недели неоднократно и широко сообщалось, что во властных кабинетах обсуждается вопрос о возвращении налога с продаж, который, напомним, был отменен не так давно  в 2004 году.

В конце июля «Ведомости», ссылаясь на свои источники, опубликовали, что идею возвращения налога поддержал Владимир Путин. Эта мера даст право регионам вводить налог с продаж в размере 3% с целью пополнения местных бюджетов.

По оценкам экспертов «финансовый ресурс» такого шага для российской экономики более 600 миллиардов рублей за три года.
«Источники» в высших властных эшелонах сообщают, что такая мера может стать альтернативой повышению НДС с 18 до 20%, которым тоже давно пугают, и на котором настаивает финансово-экономический блок правительства.

За что нам придется платить из своего кармана  в общем, известно всем, трат в последние годы было достаточно много, да и санкции Запада ощутимо ударят по российской экономике. Другой вопрос: ограничатся ли аппетиты правительства введением налога с продаж, или же нас еще ждет повышение НДС и НДФЛ, а так же рост страховых взносов во внебюджетные фонды и повышение акцизов? Эти меры наполнения прохудившегося бюджета так же, если верить прессе, «лежат под сукном» в правительстве.

Итак, налог с продаж направлен прежде всего на поддержание регионов, финансовая ситуация в которых и на самом деле нуждается в срочном оздоровлении.

Эта мера, вроде как стала альтернативой повышению НДС. Другими словами, в настоящий момент президент и правительство выбирает вариант в пользу регионов, отказываясь от повышения НДС, который принес бы прямой доход федеральному бюджету.
По подсчетам, повышение налога на добавленную стоимость на два уже объявленных пункта, мог бы пополнять государственный бюджет почти на полтриллиона рублей ежегодно. Кстати, в Минфине планировалось половину этой суммы отправлять в регионы в виде трансфертных платежей.

Казалось бы, регионы должны приветствовать такую меру, однако многие экономисты поспешили сообщить, что налог с продаж  мера не только менее эффективная, она более болезненная. Так один из аргументов «против» налога с продаж, это прогноз по грядущему скачку цен. При повышении НДС цены повысятся на 1,5  2% , при введении налога с продаж  возможно повышение более чем на 2%, а розничные цены могут «подскочить» до 3%.

Правда на фоне того, что мы все уже давно привыкли к постоянному росту потребительских цен, который, к слову, сейчас в годовом выражении приближается к 7%, эти «незначительные» колебания в пределах 2% , выглядят вовсе не устрашающими. Во всяком случае, психологически введение такого налога менее болезненно. Особенно учитывая, что наш старый знакомый, который вводился в начале 90-х и в 2000-х годах.

Главный аргумент против налога с продаж, это прогноз Минфина по его невысокой собираемости. Специалисты ожидают большие проблемы с наполнением местных бюджетов с помощью этого налога. Об этом говорит и статистика прошлых лет.

Собираемость налога с продаж в 2002 году не превышала 30%.

Справедливости ради, стоит признать: с тех пор многое изменилось, и прежде всего увеличилось количество крупных торговых сетей, которые являются главными плательщиками налога.

Но это же и ставит регионы не в равное положение. Крупные города и столица будут пополнять собственные бюджеты «в разы» проще и эффективнее, чем маленькие сельские регионы, где ритейлеров гораздо меньше. Главными получателями станут Москва, Московская область и Санкт-Петербург, где широко развита сетевая торговля.
Поэтому о справедливом распределении налога среди субъектов Федерации тоже говорить не приходиться.

В любом случае региональным властям придется подтягивать налоговую дисциплину и ужесточать политику к «маленьким» продавцам.

Print Friendly, PDF & Email