Причиной внесения изменений стало несовершенство лекал, с помощью которых Минрегион отделяет зёрна от плевел. Так эксперты указывали на показатель “продолжительность жизни”, который для регионов Северного Кавказа с хорошей экологией и традициями долголетия даёт “гандикап”, никак не отражающий эффективность самих властей. (Кстати, Югра тоже относится к регионам с относительно высокой ожидаемой продолжительностью жизни).
В показателе “доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях” сделана логичная замена “второй смены” на “первую”.
Полностью “утилизирован” показатель “успеваемость при сдаче ЕГЭ”.
Введение нормирования для экономических показателей (инвестиции, доходы, малое предпринимательство и т.д.) призвано уберечь от эффекта “низкого старта”. Поскольку в зачёт шла динамика изменений показателей – в передовиках оказываются регионы, чья экономика от “зачаточного” состояния показывала наибольший рост. Так лидерами по инвестициям в основной капитал стали дотационные Марий Эл и Калмыкия, что вряд ли отражает их экономический потенциал и качество управления. А по параметру “темп роста налоговых и неналоговых доходов бюджетов” в когорту аутсайдеров попали все субъекты Тюменской области.
Корректировка экономического блока не должна понизить позиции Ханты-Мансийского автономного округа, поскольку Югра является лидером по уровню показателей развития экономики, но не по динамике их роста.
В новой редакции методики оценки сделаны следующие изменения:
Добавлено(+)/Убрано(-) | Показатель |
---|---|
+ | доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях, занимающихся в одну смену |
– | успеваемость при сдаче единого государственного экзамена |
– | доля обучающихся в государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждениях во вторую (третью) смену |
+ | инвестиции в основной капитал, оборот продукции малого бизнеса, доходы населения <-> среднероссийский уровень цен |
+ | показатель объёма налоговых и неналоговых доходов <-> индекс бюджетных расходов субъектов РФ |
Корректировка методики закономерно очень сильно влияет на положение регионов. Мы уже обращали внимание на феерический взлёт субъектов Тюменской области в докладе Минрегиона за 2013 год по сравнению с оценкой годичной давности. Высокий рейтинг субъекта – это и начальству почёт и народу копеечка в виде федерального гранта на общественные нужды. Одно дело, терять эти бонусы в результате объективного хода вещей, совсем другое – в результате ошибочного выбора ключевых показателей. Но будем надеяться, что Югру в 2014 году обойдут стороной оба этих неприятных варианта.
P.S. Как оценивать власти Крыма и власти города федерального значения Севастополь Минрегион пока не придумал.