Мы уже несколько дней живем в условиях жестких санкций, которые одобрили ЕС и США против российской экономики.

Современное мироустройство с  «западными» гуманистическими ценностями на фасаде докатилось до того, что сегодня огромные средства и энергия многих людей направлены на разрушение глобальных связей между странами и континентами, всего того, что так долго и скрупулезно строили последние десятилетия после времен холодной войны.

И чтобы ни говорили президенты и канцлеры, деструктивные усилия, имея своей главной целью ослабить российскую экономику, по задумке в конечном итоге направлены против граждан России, то есть, против нас с вами – людей, которые зачастую и не знают, что на самом деле происходит в Украине.

О санкциях и их последствиях написано и сказано много. Кто-то усмехается, мол «а нам всё равно», кто-то пугает апокалипсическими картинками ближайшего будущего российской экономики.

Истина, как всегда в другом месте. Ну что ж, попробуем разобраться.

Сбербанк, дождавшийся таки санкций, сразу после объявления «расстрельных списков»  заявил, что подобные действия угрожают в первую очередь мировой финансовой системе, при этом успокоил всех своих 110 миллионов клиентов, среди которых, к слову, 24 миллиона пенсионеров.

Студенты, пенсионеры, как и все многочисленные вкладчики, дескать, могут спать спокойно, они не пострадают. Однако многие эксперты не относят в эту категорию «безопасности»  заемщиков. На них могут отразиться международные меры, прежпринятые против банка. Из-за дефицита ликвидности не исключен рост ставок.

Это касается не только вкладчиков названного учреждения.

Напомню, в континентальный список вместе с Сбербанком попали Газпромбанк,  Россельхозбанк, ВТБ и ВЭБ.

Абсолютное большинство экономистов дружно докладывают: банковские карты не будут заблокированы никогда, и за рубежом ими можно будет пользоваться в прежнем режиме.

Это радует. Вопрос в другом – отразятся ли пресловутые санкции на главном  для нас простых гражданах процессе – попадания денежных средств на счет этих самых карт. Чтоб ими пользоваться в прежнем, так сказать, режиме.

И здесь, к сожалению, возможны варианты.

Алексей Кудрин  не исключает падение реальных доходов населения в результате углубления кризиса между Западом и Россией. Падение доходов может произойти через инфляцию или нехватку товаров. Санкции, и как следствие противостояния – гонка вооружения, всё это будет стоить россиянам до одной пятой их доходов, считает экономист.  И большинство экспертов разделяют точку зрения, что секторальные экономические санкции со стороны ЕС могут иметь болезненные последствия для населения.

Граждане привыкли к качественным зарубежным товарам, поэтому процесс импортазамещения не пройдет гладко и незаметно.  Помимо этого, возможно сокращение поездок за рубеж.

Далее. Не смотря на то, что девальвация рубля идет давно, ослабление национальной валюты – один из реальных сценариев развития противостояния Запада и России.
Напряженные отношения с США  и  ЕС не дают рублю укрепиться против евро и доллара.
При этом надо понимать, что естественный результат девальвации – это  рост цен на розничные товары.

И это уже касается не только олигархов и членов советов директоров трансконтинентальных корпораций. А, прежде всего, нас с вами.

Среди аналитиков не редкость пессимисты, которые  пугают в недалекой перспективе сокращением рабочих мест, иногда просто опускаются руки, читая о том, что под угрозой  зарплаты бюджетников, индексирование пенсий, закупки лекарств, рост инфляции и пр. и пр.

Конечно, санкции – не подарок, но может быть правы те, кто утверждает, что они будут иметь обратный эффект. Российская экономика просто вынуждена будет наладить выпуск товаров и продуктов, которые поставлялись из-за рубежа, а значит, возродить многие производства.

Первичный эффект от геополитической напряженности, как ни странно – это ускорение роста промышленного производства.  Об этом говорят краткосрочные экономические показатели.

Наступило время пересмотра приоритетов. Об этом много говорили в последние годы, ругая международную интеграционную модель, в которой России отводилась роль сырьевого придатка.

США и Евросоюз многие годы, по большому счету, лишали всяких экономических стимулов заниматься высокими технологиями в России, отведя нам роль потребителя на этом рынке.

Сегодня, Россия получила шанс реализовать свой огромный потенциал, наладить собственные наукоемкие производства, выйти с ними на международный рынок.

Это в свою очередь заставит нас думать о научных кадрах, остановить «эмиграцию мозгов».

Понимают ли это на Западе?

Ответ: да.

Поэтому европейские санкции введены на короткий срок.

Понимают ли в США и Европе, что санкции больно ударят по ним самим?

Ответ: понимают.

Последствия введения санкций могут быть очень болезненными не только для конкретных стран и компаний тесно сотрудничающих с Россией, последствия будут сильно ощутимы для всей мировой экономики. Об этом говорят политики и экономисты на Западе.

Лучше других позицию, в которой оказались европейские партнеры России, выразил Тимо Сойни, председатель парламентской комиссии Финляндии по международным делам. Не считая санкции эффективным способом решения конфликта,  он призвал  страну не быть «полезным идиотом, наступая на мину за других».

 

Фото: www.profi-forex.org