В планы производственного освоения Арктики может быть вписан ещё один пункт – добыча и транспортировка пресной воды.

При выработке “традиционных” месторождений, Арктике в 21 веке просто суждено стать вектором национальных интересов – территорией интенсивного промышленного освоения. При этом обсуждается не только добыча углеводородов, но и использование Северного морского пути в качестве транспортного коридора из Восточной Азии в Европу.

Любая промышленная активность в северных широтах это не только дополнительные издержки, связанные с суровостью климатических условий, но и риски для хрупкой экологии Арктики. В ОАО «НК «Роснефть» в формате круглого стола попытались совместить производственные прожекты и непростые природные обстоятельства. Тема круглого стола («Научное освоение Арктики») и ассистент в лице “Русского географического общества” предполагали, что процесс “совмещения” будет интересным.

Во время обсуждения проблемы контроля за ледовой обстановкой при проведении буровых работ в районах арктического шлейфа возник вопрос: “А что делать с айсбергами?”  Нетривиальная задача получила нетривиальный ответ – продавать.

Айсберги – крупные массивы льда, отломившиеся от ледников. А лёд, как известно, одно из агрегатных состояний воды, что самое интересное – воды пресной. Проекты по переброске айсбергов известны как минимум с середины прошлого века. Предполагалось транспортировать средние столовые (т.е. плоские) айсберги километровой длины. От преждевременного таяния айсберг хотели защитить покрытием из специального вещества. В настоящее время 1,9 милларда населения земли живёт в состоянии водного стресса. В 2050 году, по прогнозам ООН, таковых будет уже 2/3 населения планеты. Небезызвестный проспект «Глобальные тенденции 2025», который издаёт Совет по Национальной Разведке США (NIC), прямо указывает получение доступа к источникам пресной воды как причину возможных военных конфликтов в ближайшем будущем.

Как ни странно, но эти футуристические проекты по транспортировке кусков льда для любителей гигантских коктейлей вполне реализуемы. На Штокмановском месторождении «Газпрома» для защиты разведочных и добычных сооружений проводились эксперименты с буксировкой айсбергов силами ледокольного флота и вспомогательных судов. Процесс в полной мере соответствует поговорке “как бычка на верёвочке”: на айсберге крепят буксировочный канат (прямо в лёд впаивают кнехты), за который его и отводят в безопасные воды. Пока экспериментаторы гарантируют возможность перемещения айсбергов до 900 тонн, но лиха беда начало…

То есть у нас и ресурс необходимый в достатке и рынок сбыта немаленький в наличии. Осталось просчитать экономическую целесообразность и переквалифицироваться из нефтяников в айсберговоды?

айсберг, лёд

Кому водички?