При выработке “традиционных” месторождений, Арктике в 21 веке просто суждено стать вектором национальных интересов – территорией интенсивного промышленного освоения. При этом обсуждается не только добыча углеводородов, но и использование Северного морского пути в качестве транспортного коридора из Восточной Азии в Европу.
Любая промышленная активность в северных широтах это не только дополнительные издержки, связанные с суровостью климатических условий, но и риски для хрупкой экологии Арктики. В ОАО «НК «Роснефть» в формате круглого стола попытались совместить производственные прожекты и непростые природные обстоятельства. Тема круглого стола («Научное освоение Арктики») и ассистент в лице “Русского географического общества” предполагали, что процесс “совмещения” будет интересным.
Во время обсуждения проблемы контроля за ледовой обстановкой при проведении буровых работ в районах арктического шлейфа возник вопрос: “А что делать с айсбергами?” Нетривиальная задача получила нетривиальный ответ – продавать.
Как ни странно, но эти футуристические проекты по транспортировке кусков льда для любителей гигантских коктейлей вполне реализуемы. На Штокмановском месторождении «Газпрома» для защиты разведочных и добычных сооружений проводились эксперименты с буксировкой айсбергов силами ледокольного флота и вспомогательных судов. Процесс в полной мере соответствует поговорке “как бычка на верёвочке”: на айсберге крепят буксировочный канат (прямо в лёд впаивают кнехты), за который его и отводят в безопасные воды. Пока экспериментаторы гарантируют возможность перемещения айсбергов до 900 тонн, но лиха беда начало…
То есть у нас и ресурс необходимый в достатке и рынок сбыта немаленький в наличии. Осталось просчитать экономическую целесообразность и переквалифицироваться из нефтяников в айсберговоды?