На прошлой неделе получили известность слова первого вице-президента ОАО «НК «Роснефть» Эрика Лирона (заменившего год назад на этом посту Эдуарда Худайнатова) о намерении компании нарастить добычу в Югре с текущих 66,7 до 70 миллионов тонн в год. Заявление крупнейшей нефтяной компании приятно контрастируют с преобладающим скепсисом экспертного сообщества в отношении перспектив основной нефтяной провинции России.

В словах Эрика Лирона содержится немалая интрига – непонятно за счёт чего компания реализует задуманное. За счёт приращения ресурсной базы? Но в достаточно большом нераспределённом фонде месторождений в автономном округе вторые Самотлоры и “Приобки” отыскать так же сложно, как сегодня поймать муксуна в Обь-Иртышском бассейне. Да и в победителях аукционов на право пользования недрами, которые были распределены в течении 2014 года (30 января и 30 июня), компания не значится. И о переоценке объёма ресурсной базы, которая в корпоративном отчёте за 2013 года по Югре составляет 7,5 миллиардов тонн нефти, пока ничего не было слышно.

подкова на счастье, кузнец, невеста

Восполнение минерально-сыръевой базы – это та самая подкова на счастье, которая способна обеспечить будущее для Югры.

В Югре действует целевая программа «Развитие и использование минерально-сырьевой базы… на 2014-2020 годы». Программа нужная, но остановить падение добычи неспособна. Заявленные целевые показатели (увеличение ежегодного прироста запасов за счёт поисково-разведочного бурения на 2 миллиона тонн) от ежегодной добычи в 255,1 миллионов тонн составляют менее 1%. Тогда как прогноз на среднегодовое падение добычи начинается от 2%. Последствия от 3-х кратного падения поисково-разведочного бурения с 2001 года такими темпами не компенсируешь.

И вряд ли причиной сдержанного оптимизма в производственных планах являются “полумифические” Баженовские свиты. Во-первых, свитами в Югре занимаются ОАО «Сургутнефтегаз» и ОАО «РИТЭК». Во-вторых, уровень отечественных технологий не позволяет пока говорить о промышленной добычи свит в ближайшей перспективе. Баженовские свиты – это тот дракон у пещеры с сокровищами, для которого у нас ещё не выкован булатный меч.

Может быть какой-либо революционный инвестиционный проект вроде переброски арктических айсбергов по Великим Сибирским рекам? Увы, опять мимо. В выступлении от 4 июля на Комиссии при Президенте РФ по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности председателя правления ОАО «НК «Роснефть» Игоря Сечина на тему “диверсификации развития ТЭКа и реализации инвестиционных проектов” выражение “Восточная Сибирь” прозвучало 14 раз, “Дальний Восток” – 19 раз. “Западная Сибирь” не прозвучала ни разу…

Правда наша неспособность объяснить некоторые феномены окружающего мира никак не отменяет их реальность. Пока мы располагаем только двумя неоспоримыми фактами. Факт первый – новость от “Роснефти”. Факт второй – это новость хорошая. И иногда этого вполне достаточно.

 

 

 

Источник фото: «Best of Russia»