Это смотря кого считать простыми россиянами.
Санкционный список, в котором уже полсотни фамилий, и, кстати, далеко не простых соотечественников, в расчет не берем. Речь о нас с вами — тех, кто далек от политики, кто «ни сном, ни духом», а зачастую в жизни не был ни в Украине и даже в Крыму.
После 22 февраля — даты, которую принято считать «победой Майдана» в Киеве, политический мировой ландшафт существенно видоизменился. Сегодня можно констатировать: мир не будет прежним.
Из вышесказанного напрашивается простой вывод: последствия новой реальности коснутся каждого из нас. Поэтому главный вопрос на повестке дня — пресловутые санкции, которыми так пугают Россию, достанут ли конкретно «меня», то есть, каждого из нас?
К разговору мы пригласили главу Нефтеюганского района Владимира Николаевича Семёнова.
В. Н. Семёнов: В общественных процессах, как в большом бизнесе: любой драйв всегда стимулирует, а застой наоборот — ведет к деградации. Успешен тот, кто умеет недостатки превращать в преимущества.
Санкции свидетельствуют только об одном: Россия постепенно занимает свое место, подобающее могучему и богатому государству. А это не может нравиться ни США, ни Евросоюзу.
Санкции Запада и растущая изоляция России — это не только вызов, это прежде всего шанс ускорить экономический рост, — слова Дмитрия Медведева, которые как нельзя лучше выражают положение дел.
Вы часто встречаетесь с жителями района и города. Люди близко воспринимают то, что происходит в Украине сегодня?
В. Н. Семёнов: Я уже говорил об этом. За последние годы и даже десятилетия мы впервые наблюдаем столь однозначную и положительную реакцию населения на действия власти. Присоединение Крыма, события на востоке Украины никого не оставили равнодушным.
Мы очень многонациональный регион. Только в районе почти 7% населения — это украинцы. А если брать во внимание выходцев из Украины, имеющих другую национальность, потомков тех, кто приехал сюда с благодатных малороссийских степей, то таких наберется чуть ли не половина города и половина района. Почти в каждом доме есть родственники, близкие, друзья, которые проживают в Украине. Может быть, поэтому мы воспринимаем проблемы братского народа так близко к сердцу.
Все чаще слышны разговоры, что попытки изолировать Россию, которые предпринимают страны Запада, могут вернуть нас к временам «железного занавеса». По Вашим наблюдениям, люди опасаются, что это отразится на их жизни?
В. Н. Семёнов: Если верить опросам, россияне такой сценарий считают маловероятным. Только 4% верят в такую перспективу.
Однако по последнему опросу, который проводил Всероссийский центр изучения общественного мнения, почти треть (28%) респондентов опасаются подобного развития событий.
В. Н. Семёнов. В современном мире никакой изоляции в принципе невозможно. Тем более, когда речь идет о сверхдержаве, каковой является Россия. Глобальные рынки нельзя поделить на зоны, а международные коммуникации и финансовые потоки вогнать в какие-то рамки. Это фантазии западных политиков.
Мне кажется, пришло время признать: Россия заняла прочное лидирующее место в мировой экономике как энергетическая сверхдержава. Добывающая, поставляющая и контролирующая потоки энергоносителей. О какой изоляции может идти речь? Мы так долго стыдливо называли свою экономическую особенность, дарованную богатыми недрами, «зависимостью от углеводородов», что забыли о том, что давно являемся экономическими лидерами на мировой арене.
Вы говорите, как глава территории, на которой сосредоточены мировые запасы нефти…
В. Н. Семёнов: Как глава территории, на которой добывают нефть, я могу сказать только то, что, несмотря на «сланцевые разработки», альтернативные источники энергии и подобного рода спекуляции, потребление нефти и газа на большинстве глобальных рынков не снижается. И даже растет.
Долгие годы у нас противопоставляли IТ-технологии и разного рода инновации нашему пути развития, основанного на добыче нефти и газа…
В. Н. Семёнов. Правда состоит в том, что одного без другого не бывает. Нам придется пересмотреть застарелые штампы и в то же время найти новые точки роста для экономики в условиях так называемых санкций и искусственных ограничений.
Повышение иммунитета к санкциям потребует не просто диверсификации экономики, вывода денег из оффшоров, необходимо будет развивать наукоемкие производства. А для этого необходимо создать условия, чтобы молодые талантливые люди трудились здесь, в России, а не искали сладкой жизни в «силиконовых долинах”.
Импортозамещение, о котором так много сейчас говорят, это не просто вытеснение с прилавков египетской картошки, это прежде всего создание мощной индустрии по производству того, что мы когда-то умели делать, а теперь закупаем на сто процентов — высокоточное оборудование, сложнейшие станки.
На Ваш взгляд, есть ли внутренние резервы для подобного «рывка»?
В.Н. Семёнов. Разумеется. Рецепты известны: надо эффективнее расходовать доходы бюджета, решать проблему доступности кредитов, в том числе высоких процентных ставок, и так далее, в стратегиях все прописано. Что касается резервов, я уверен, потенциал России огромен.
Если резюмировать наш разговор, Вы считаете, что жизнь простых россиян не станет хуже от санкций Запада?
В. Н. Семёнов: Хуже? От того, что мы возродим Крым? От того, что наш Черноморский флот получил второе дыхание? От всеобщего подъема патриотизма? Я уверен, так называемые санкции — это скорее все-таки эмоциональная реакция политиков, а не реальные действенные меры.
Беседовал Антон Хуторян.
Фотография из архива ермак-инфо.рф