Минимум 3 века салымские и окрестные ханты отправляли религиозные культы возле озера Сырковый сор. Этим летом археологи занялись изучением этого памятника. Учёные обнаружили массу экспонатов из жизни коренных народов Севера. На основе полученных данных уже сделаны первые выводы.

В истории ханты всё меньше белых пятен. Коренные народы Севера не вели письменных источников, поэтому изучать их прошлое – задача не из лёгких. Устные предания ханты, сведения русских первопроходцев лишь приоткрывают завесу таинственности. Археология даёт в руки учёных ценный материал. Этим летом раскопки прошли в Салыме. Раньше в кедровой роще озера Сырковый Сор находилось святилище Сотэм тэ-ике. Это полулегендарный богатырь-ханты, который после смерти стал духом – покровителем большого Салыма.

Василий Маракулин, старший научный сотрудник Института археологии Севера
«В данном случае это как бы святилищный комплекс, какой-то культовый, мы знаем по этнографическим данным здесь находился лабаз посвящённый Сотем-тэ-ике, приносились жертвы в его пользу, судя по всему некоторые семьи имели отдельные свои участки».То есть укромный уголок, святое для них место, где они отправляли культы, совершали жертвоприношения. На раскопе обнаружены головы лошадей и оленей. Кроме орудий труда и охоты, особый интерес представляют монеты. Ханты приносили их в дар святилищу в большом количестве. Здесь деньги петровских и екатерининских времен, а также Николаевские медяки. Самая ранняя – датируется 17-ым веком. То есть, с уверенностью можно сказать, что святилище уже существовало в это время. Обнаруженные артефакты наводят на определённые мысли.
Василий Маракулин
старший научный сотрудник Института археологии Севера
«Записано: в жертву приносились меха, кусочки ткани, монеты. Посмотрев на материал, мы можем к этому добавить – женские украшения, медные, височные кольца. Плюс на раскопе у нас было такое локальное скопление наконечников стрел».Скорее всего, это делалось для успешной охоты. Ритуал должен был принести в добычу хорошего зверя. Ханты в начале 20 века перенесли своих идолов в другое, более укромное место, где коренные жители Севера смогли без помех отправлять свои культы. Это только промежуточные результаты, поскольку раскопки памятника ещё не завершены. На месте бывшего святилища сегодня появилось много кедров. Бор понемногу восстанавливается.