Деньги
Руководители начали свой разговор с хорошей новости – несмотря на “в целом напряжённую ситуацию” финансирование здравоохранения увеличится и в следующем и в 2015 году – соответственно на 70 и 100 миллиардов рублей. “Большой каравай” минздрав поделит между первичной медицинской помощью, профилактической помощью, диспансеризацией, специализированной помощью взрослым и детям и прочими жизненно важными статьями расходов. И даже оказание высокотехнологичной помощи не будет забыто.
Диспансеризация
По состоянию на текущий момент обследование прошли 16,7 миллиона человек: 10 миллионов взрослых и 6,7 миллиона детей. Сам осмотр может быть разбит на два этапа, причём на втором этапе могут быть задействованы методы эндоскопии, компьютерной и магнитно-резонансной томографии, продвинутых вариантов ультразвука, лабораторных тестов. При этом преследуется задача – найти такие группы населения, которым можно и нужно эффективно оказывать медицинскую помощь, а это примерно 60 процентов от всей популяции.
Задача максимум для диспансеризации – выявить группу риска (порядка четверти всего населения), которые являются “практически” здоровыми, однако при ряде факторов могут быть подвержены опасности внезапной смерти в течение ближайших десяти лет. Чёткая локализация этой группы риска позволит существенным образом повлиять на снижение смертности.
Демография
Министр здравоохранения доложила о снижении смертности на 4,6% по основным группам причин. Правда, этих достижений явно не хватает, чтобы переломить негативную демографическую ситуацию в стране. По словам Вероники Скворцовой “держимся на пересечении рождаемости и смертности, но пока ещё не сделали решающего следующего шага для того, чтобы начался прирост населения в стране”.
Таким образом, диспансеризация и все прочие меры, предпринимаемые Министерством здравоохранения, хотя и являются вещами правильными и своевременными, демографические тенденции в нашем обществе переломить не смогут. Снижение смертности и увеличение продолжительности жизни – это хорошо, но без роста рождаемости “уповать” придётся только на миграционные потоки. Но рост рождаемости – это, скорее всего, не совсем медицинская проблема, которая ждёт своего обсуждения на следующих встречах президента с руководством профильных министерств.