Президент России внёс в Госдуму проект поправок в Уголовно-процессуальный кодекс, которым возвращает следователям право, утраченное в 2011, начинать расследование налоговых дел на основании материалов оперативно-розыскной деятельности.

Сейчас следователи не могут сами возбудить налоговое дело — инициатором обязательно выступает налоговая инспекция: она должна провести проверку и установить факт нарушения. Такой порядок был принят при президенте Дмитрии Медведеве, для того, чтобы снизить давление на бизнес и пресечь практику заказных дел. Но изменение процедуры стало одной из основных причин низкой эффективности раскрытия налоговых преступлений.

Поправки стали неожиданностью для экономических министерств. Бизнес также расстроен решением президента, понимая что теперь правоохранители смогут вести следственные действия в организации, предъявлять обвинения её руководителю и даже арестовать его. Бывали случаи, говорят бизнесмены, когда дела возбуждались, хотя налоговая нарушений не обнаруживала. Силовики в свою очередь утверждают, что «кошмарить бизнес» не получится. Чтобы начать прослушку налогового уклониста, надо получить разрешение суда — то есть суду надо ещё доказать, что есть веские основания для подозрений. За обоснованностью обвинений следят три инстанции — МВД, Следственный комитет и прокуратура.