На острове Котельный – самом большом в архипелаге Новосибирских островов, восстановлена инфраструктура российской военной базы. Начал функционировать аэродром “Темп”. Суровые берега моря Лаптевых – это не просто дальний и ближний привод для российских военных самолётов и их точка базирования. Сегодня Арктика – это фокус интересов всех мировых держав.
…Маршрут проложен не на глаз,
Мы верим штурману – на раз,
Здесь интернета нет и недоступен Google
И как полсотни лет назад Бомбёры словно на парад,
Идут на Север, чтоб потом уйти «за угол»…

Николай Анисимов – Медведи (Посвящение “дальникам”, ТУ-95)

Восстановлением аэродромного оборудования на одном архипелаге  активность России в “высоких широтах” не ограничится. Уже модернизирована ВПП аэродрома «Рогачёво» («Амдерма-2»), которая находится на Новой Земле. Предположительно здесь может быть развёрнута часть с перехватчиками Миг-31. Стратегическая авиация ещё с 2007 года делает облёты акватории Северного Ледовитого океана.

Но лавры самого северного аэродрома России принадлежат другому кандидату на восстановление – ледовому аэродрому на острове Греэм-Белл в архипелаге Земля Франца-Иосифа.

Постепенно осуществляется обновление действующих и строительство новых портов – не Сабеттой единой… В настоящее время изучается возможность создания в Петропавловске-Камчатском крупного транзитного порта между Азией и Европой.

Реализуемые целевые программы предусматривают развёртывание в Арктике сети 20 пограничных застав. Думаете – это всё?

Нет. К пограничникам будут ходить в гости сотрудники МЧС из 10 специализированных аварийно-спасательных центров. И без гражданских не обойдётся. Подготовлен проект федерального закона о воссоздании администрации Севморпути.

В планах – обновление ледокольного флота. К 2017 году мы должны построить ледокол с атомным реактором мощностью 60МВт.

Ледокол "Россия"

Россия пока ещё может позволить использовать советский задел. Ледокол “Россия” спущен на воду в 1987 году.

Но ледокольный флот сам по себе хотя и ходит, но очень редко. Вот чтобы кораблям было не слишком скучно в одиночку ломать льды стылых морей “большой медведицы”, к ним начали добавлять танкерный флот, специально предназначенный для плавания в сложной ледовой обстановке.

"Арктический экспресс"

“Арктический экспресс” может питать электричеством целый Норильск

Всё это действо должна наблюдать специализированная космическая группировка спутников «Арктика-М».

Зачем? Ответ прост: шельф и СМП.

Шельф

Есть разные прогнозы касательно запасов углеводородов в толще вод самого северного океана. Есть и такие оценки, которые определяют ресурсы российского сектора Арктики в 51 миллиард тонн нефти и 81 триллион кубических метров природного газа. Это цифры настолько космического порядка, что простому обывателю невозможно их осмыслить.

Арктический шельф

Арктический шельф похож на предгорье – с долинами и горными отрогами. Только под водой.

Чтобы извлечь прогнозные запасы углеводородов в российской Арктике со скоростью добычи 2011 года, потребуется 100 лет на нефть и 120 лет на газ. Но Арктика уже обеспечивает 11% национального дохода России, здесь создаётся более 22% объёма экспорта. В российской арктической зоне открыты более 200 месторождений, расположены крупнейшие нефтегазовые бассейны — Западно-Сибирский, Тимано-Печорский, Восточно-Сибирский. Кроме того, в регионе находятся около 350 месторождений золота, большие запасы других металлов, алмазов. Об этом говорилось на III Международном арктическом форуме «Арктика — территория диалога».

«Роснефть» в этом году уже начала геологоразведочные работы и экологические исследования на российском шельфе Баренцева моря.

СМП

СМП – переводится как Северный морской путь. Самый короткий путь из Восточной Азии в Европу. Чуть ли не в два раза короче, чем традиционный маршрут через Суэцкий канал. Меньше времени, меньше издержек. По прогнозам климатологов, к середине столетия СМП будет доступен для судов всех классов.

Сейчас Россия пытается восстановить СМП и в 2012 году по грузообороту была продемонстрирована хорошая динамика. Но она в 6,6 раз меньше итогов навигации далёкого 1987 года. Вдобавок почти весь ледокольный флот к 2017 году придётся списывать. Поэтому, чтобы СМП заработал – надо “съесть не один пуд соли”. И соль эта будет из самого северного из океанов.

"Традиционный" и "северный" морские пути

Какая линия короче?

Запуск новой дороги Сургут – Новый Уренгой как раз связан с реализацией Северного широтного коридора, с последующей перспективой развития нового морского порта Сабетта:

…Сабетта может стать многофункциональным портом для экспорта и импорта разных грузов. У него уникальное месторасположение: от Сабетты до Парижа и Пекина — одинаковое расстояние. А это значит, мы можем соединить рынки Азии и Европы, рынки Америки. План амбициозный, дерзкий, но если мы его осуществим, Россия станет очень серьёзным мировым игроком… — Дмитрий Кобылкин, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа

 Вместо эпилога

Активность в российском секторе Арктики ни осталась не замеченной со стороны наших “западных партнёров”. Именно поэтому в “северных краях” наращивается военное присутствие со стороны НАТО. Именно поэтому Гринпис интересует ни экологическая катастрофа в Мексиканском заливе, ни утечка радиоактивной воды из дренажной системы АЭС “Фукусима-1”, а мирная работа платформы «Приразломной» в Печорском море. И именно поэтому нам нужно строить не только мирные ледоколы, но и военные аэродромы. Теперь одним аэродромом будет больше.

…Арктика – неотъемлемая часть Российской Федерации, находящаяся под нашим суверенитетом в течение нескольких веков. Так оно и будет оставаться во все последующие времена… – Владимир Путин, президент России
Print Friendly, PDF & Email