Вчера, 24 октября, состоялась пресс-конференция президентов России, Белоруссии и Казахстана по итогам заседания Высшего Евразийского экономического совета.

Вместе весело шагать…

Высший Евразийский экономический совет – орган, который осуществляет общее руководство Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) – регулирующего органа Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП).

За фоном бюрократических формулировок стоят достаточно позитивные процессы. Из “маленьких штанишек”  Таможенного союза и Единого экономического пространства должен когда-нибудь получится  Евразийский экономический союз. А Евразийский экономический союз – это не просто “сообразили на троих”, как в действующем сейчас “таможенном” формате. Как сказал президент – “это новое качество” интеграции. К “союзу” проявляют интерес не только постсоветские государства (Армения), но и такие страны как Индия и Турция.

Президент России Владимир Путин, Президент Белоруссии Александр Лукашенко, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев

К расширению союза у “отцов-основателей” отношение двоякое – нет желания затянуть в “союз” кого только можно:

…мы очень осторожно подходим к приёму новых членов… поэтому для Кыргызстана и Армении создана рабочая группа и будет создана «дорожная карта», по которой мы будем принимать… — Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев
…мы должны крайне аккуратно подходить к расширению нашего союза… — Президент России Владимир Путин

Президент России Владимир Путин, Президент Белоруссии Александр Лукашенко, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев

Тем более, если речь о таких крупных странах, как Турция и Индия с населением в 1,2 миллиарда. Если к новообразованию проявит интерес Китай, то гипотетически, Евразийский экономический союз может охватывать половину населения земного шара. Даже в текущем формате Таможенного союза общим рынком охвачены 170 миллионов человек, что требует “аккуратности”.

Президент России Владимир Путин, Президент Белоруссии Александр Лукашенко, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев

Поэтому, как и сказал Владимир Путин, – в интеграции важно качество, а не количество. Качество интеграции обеспечивают качеством нормативно-правовой базы. В подписанных документах, помимо различных нормативных регуляторов, фигурируют документы, регламентирующие порядок перемещения наркотических средств. Открытые границы хороши не только для честных людей…

Нормативно-правовым уровнем интеграционные тенденции не исчерпаются. В речи президента есть оговорка о желательности реализации инфраструктурных проектов в сфере энергетики, транспорта, телекоммуникаций, но, скорее всего, пока это в планах.

Мотивы для того, чтобы совершенствоваться в качестве интеграции и строить совместные планы понятны, нас затягивает в мировой экономический кризис, а в кризис “выплывать” легче вместе. При этом ощущается, что переговоры проходят непросто. Но есть понимание того, что “нет судьбы кроме той, которую делаем мы сами”. “Судьбу” лучше “делать” вместе, даже если придётся жертвовать какими-либо “частными” интересами:

…Суверенитет — не икона. Все имеет свою цену, и если мы хотим жить лучше, то надо чем-то жертвовать… — Президент Белоруссии Александр Лукашенко.